Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
протокол № 1
от 30.08.2022.
Председатель МО Е.А.Голубовская
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Л.В.Сидорова
30.08.2022.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
Классы: 3-А
Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1_____ часов;
Срок реализации программы, учебный год
2022/2023
Рабочую программу составили: учителя начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Школа № 11
им. А.В. Преснякова
от 31.08.2022 № 284
I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждѐн приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических
рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»);
Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;
Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании
учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на
2021/2022 учебный год»;
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 №2017/01-14 «Методические
рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2022/2023 учебный
год».
авторской программы Беденко М. В « Обучение смысловому чтению. Реализация метапредметных результатов»: М., 2013.
Занятия по программе «Смысловое чтение» направлены на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из
текста. Самостоятельный анализ прочитанного – неотъемлемая часть современного обучения. Данный учебный курс, позволяет подготовить
учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами – от учебников физики и химии до
инструкции по пользованию электроприборами. Курс направлен на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу,
сравнению, изменению и генерации таких текстов, как в устной, так и письменной форме, что отвечает требованиям ФГОС НОО в части
формирования личностной и метапредметной составляющей процесса обучения.
Цель курса: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся.
Задачи курса:
- понимать смысл научно-популярного и информационного текста;
2
- анализировать текст;
- сравнивать тексты;
- видоизменять текст;
- генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи). При этом дети будут постоянно учиться воспринимать текст на слух и мысленно, а затем
генерировать не только письменные тексты, но и устные выступления.
Курс «Смысловое чтение», состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в
том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и
второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ.
Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернуться и увязать его с ранее
прочитанным.
Также немало времени отведено для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создание кратких, устных, а затем и
письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.
Ведь нередко для понимания чего-либо нужно создать свой аналог этого объекта. Эта интеллектуальная работа очень трудна для детей, поэтому
для работы используются тексты очень короткие, на один-два абзаца, и любой ребенок вполне в состоянии воспринимать каждый текст без особых
усилий. На каждом уроке организуется работа по нескольким текстам сразу, и ученикам приходится проявлять сообразительность, чтобы
выполнить такие задания. В результате работа по данному курсу:
-отвечает стандартам в образовании;
-подготавливает ребенка к будущей учебной нагрузке;
-формирует аппарат и навыки к восприятию, анализу и генерированию информации;
-развивает у ребенка понимание родного языка и его логических структур.
Место курса в учебном плане.
Всего за год в 3 классе предполагается 34 занятия, по 1 занятию в неделю .
II. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;
осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение;
осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Учащиеся получат возможность научиться:
3
выражать эмоции посредством чтения;
оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей;
стремиться к успешной учебной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
составлять план действий решения учебной задачи (под руководством учителя);
оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно работать с новым произведением;
понимать цель и смысл выполняемых заданий;
самостоятельно составлять план действий;
самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.
Познавательные УУД.
Учащийся научится:
самостоятельно читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное;
выделять и понимать информацию из прочитанного,
сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно работать с учебником как источником информации;
выделять в тексте основные части;
определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
4
Коммуникативные
Учащийся научится:
слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
принимать участие в обсуждении прочитанного;
принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
Учащийся получит возможность научиться:
задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре);
проявлять интерес к общению.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
выделять общий признак группы элементов
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное
утверждение;
характеризовать явление по его описанию;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нѐм информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом); самостоятельно определять тему
произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события);
участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя опорные слова (словесная модель текста);
5
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;
выполнять задания творческого характера.
III.
Содержание курса
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с авторской
методикой Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.»,
Беденко М. В.3класс - Москва, 2015 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника
(слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной
школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, развитию нравственных и эстетических чувств младшего
школьника.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания
звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость
чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для
читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов,
передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Определение
вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание
особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
6
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: учебном, научно-популярном - и их сравнение.
Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и
оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей,
дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации), Понимание отдельных, наиболее
общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими
приѐмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление
текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение
главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях
внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного
словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский текст,
по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного истина) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам
либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия,
характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях
(повествование.описание. рассуждение), рассказ на заданную тему. Отзыв о прочитанной книге.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся и методическими рекомендациями для учителя. На занятиях учащиеся
знакомятся с познавательными текстами, под которыми автор понимает совокупность учебных, научных, научно-популярных, сказочных и
информационных текстов – от параграфа в учебнике до инструкции по пользованию пылесосом включительно.
7
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную
фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик».
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
(практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов,
антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик),
сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания
(пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,
драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание
собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций
к произведению или на основе личного опыта.
IV.
№
п/п
1
2
3
4
5
Тематический план.
3 класс
Тема урока
Снегоступы .Научно-популярный текст.
Резные лошади Сказочный познавательный текст.
Надувные дома. Эзоп. Петухи и куропатка
О том, как змея стала ядовитой. Самый красивый парусный корабль
Искусственный риф. Плавающие камни и тонущее дерево. Две яблони. Медведи Ярославля и верблюды
Челябинска.
Розовые кролики. Плавучий город.
8
Количество
часов
1
1
1
1
1
6
7
8.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24.
25.
26
27.
28.
29
30
31
1
Самоцветы. Язык жестов. Можно ли стрелять без стрелы? Путники. Боевой танец.
Сказка о глупой акуле. Жабры акул. Рыбаки
Как пугало было вороньим царем.
Символ Франции. Лягушки, просящие царя.Письменное изложение басни Эзопа. Обезьяна и слон.
Притчи
Очень красивые лодки. Фламинго. Засохшее дерево.
Откуда пошли пельмени. Хочешь быть вежливым – сними шляпу. Итальянские пиццерии. Куда деваются
старые детали «Лего»?
Замечательные часы. Куда текут реки.
Всякое ли молчание – золото? «Молодо – зелено».
«Читать» людей Полежать на воздухе
Тысяча глиняных горшков Бабочки и огонь
«Тошу обижать не дам!» Письменное изложение рассказа. Леонардо да Винчи
Как я кормила синичек и белочек Украденное яйцо
Необычная ѐлка Дельфины и пескарь
Сказка о пирожке. Доблестные воины.
Одинокий мухомор
«Мы триста лет этим занимаемся!» Цвет пиццы Мухи
Колизей Ностальгия
Памятник дереву. Необычные пауки. «У страха глаза велики»
Магниты в древности. Всѐ в твоих руках
Бабушка огородника. Чиж
Санта-Клаусы в разных странах. Имена дельфинов
Пришельцы. Диоген. Новый год в Греции.
Лѐгкий и прочный. «Первая нога»
У каждого мастера есть свои секреты. Письменное изложение рассказа. Новый год в Японии
Неуклюжий паучок. Гусеница, которая хотела летать
Первый микроскоп. Подходящий камень.
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
Сказка про кошку и собаку. «Первый блин комом». «Мой дом - моя крепость». История шоколада. Лиса
и виноград.
Кошки. Которые полюбили груши. Бывают и такие ошибки. Бобры и лес.
34
Ночной урок. Составление рассказа о том , как мама помогла тебе чему-либо научиться.
1
32
Итого
1
34
Календарно-тематическое планирование
3 - а класс
(тетрадь-тренажер «Смысловое чтение» 3 класс, Беденко М. В. 2-е изд. – М.:ВАКО,- 2015 г)
1ч в неделю / 34 ч в год
№
п/п
1
2
Тема занятия
Характеристика основных видов деятельности
Снегоступы .Научно-популярный
текст. Резные лошади Сказочный
познавательный текст.
Знакомятся с разными способами работы с текстом,
Читают вслух, про себя, «вприглядку». Выявляют в
тексте слова и выражения, значения которых
непонятно, и осознают потребность в выяснении их
смысла.
Прогнозируют
содержание
читаемого.
Отвечают на вопросы в виде тестов. Работа с
заголовками текстов. Осознание роли названия
произведения.
Знакомство с научно-популярными текстами. Читают
самостоятельно тексты вслух, про себя, «вприглядку».
Отвечают на вопросы в виде тестов. Находят
подтверждение
своего утверждения в тексте.
Микротема текста. Придумывают заголовок к каждой
Надувные дома. Эзоп. Петухи и микротеме.
Прогнозируют содержание читаемого.
куропатка
Учатся понимать информацию, представленную в
10
КолиДата
чество
часов план факт
1ч
05.09
1ч
12.09
Примечание
неявном виде. Осмысление значимости литературы как
явления национальной и мировой культуры, важного
средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций;
3
4
5
6
7
8.
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
себя, «вприглядку». Проводят сравнительный анализ
текстов. Выявляют в тексте слова и выражения,
значения которых непонятно. Отвечают на вопросы в
О том, как змея стала ядовитой. виде тестов.
Самый красивый парусный корабль
Искусственный риф. Плавающие Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
камни и тонущее дерево. Две яблони. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
Медведи Ярославля и верблюды Составляют план текста.
Челябинска.
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
Розовые кролики. Плавучий город.
Составляют план текста.
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Отвечают на вопросы по содержанию Учатся понимать
информацию, представленную в неявном виде. Работа с
заголовками текстов. Осознание роли названия
Самоцветы. Язык жестов. Можно
произведения. Нахождение ключевых слов для
ли стрелять без стрелы? Путники.
пересказа текста. Подробный пересказ текста с
Боевой танец.
использованием этих слов.
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Отвечают на вопросы по содержанию. Выявляют в
тексте слова и выражения, значения которых непонятно
Сказка о глупой акуле. Жабры акул. и осознают потребность в выяснении их смысла.
Рыбаки
Составление предложений с фразеологизмами.
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Отвечают на вопросы по содержанию. Находят главную
Как пугало было вороньим царем.
мысль, сформулированную в тексте. Создание устного
11
1ч
19.09
1ч
26.09
1ч
03.10
1ч
10.10
1ч
17.10
1ч
24.10
9
10
11
12
13
14
выступления на основе прочитанного.
Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста.
Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на
Символ
Франции.
Лягушки, вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и
просящие
царя.
Письменное выражения, значения которых непонятно и выясняют
изложение басни Эзопа. Обезьяна и их смысл. Выполняют задания творческого характера.
слон. Притчи
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Отвечают на вопросы по содержанию Прогнозируют
содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде
Очень красивые лодки. Фламинго. тестов.
Засохшее дерево.
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Откуда пошли пельмени. Хочешь Отвечают на вопросы по содержанию Прогнозируют
быть вежливым – сними шляпу. содержание читаемого. Выявляют в тексте слова и
Итальянские
пиццерии.
Куда выражения, значения которых непонятно и выясняют
деваются старые детали «Лего»?
их смысл.
Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста.
Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на
вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и
выражения, значения которых непонятно и выясняют
Замечательные часы. Куда текут их смысл. Выполняют задания творческого характера.
реки.
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Отвечают на вопросы по содержанию. Сравнивают
между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3
признака.
Выполняют
задания
Всякое ли молчание – золото? существенных
творческого
характера.
«Молодо – зелено».
Читают вслух, про себя, «вприглядку». Выявляют в
тексте слова и выражения, значения которых
непонятно. Отвечают на вопросы по содержанию.
«Читать» людей Полежать на Составление
предложений
с
фразеологизмами.
воздухе
Иллюстрирование фразеологизма.
12
1ч
07.11
1ч
14.11
1ч
21.11
1ч
28.11
1ч
05.12
1ч
12.12
Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Сравнивают между собой объекты, описанные в тексте,
выделяя 2—3 существенных признака.
Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Составление вопросов по содержанию текста.
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Отвечают на вопросы по содержанию.
Составляют
план текста. Пересказ по плану.
1ч
19.12
1ч
26.12
1ч
09.01
Читают вслух, про себя, «вприглядку». Отвечают на
вопросы по содержанию словами текста. Учатся
осознавать роль названия произведения, понимать
прочитанное, выделять и понимать информацию из
прочитанного;
оценивать
поступки
героев
произведения и свои собственные (под руководством
и учителя) с точки зрения моральных ценностей
1ч
16.01
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно. Формулируют тему
текста.
Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
Составление предложений с фразеологизмами или
Доблестные иллюстрирование фразеологизма.
1ч
23.01
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Отвечают на вопросы по содержанию. Прогнозируют
содержание читаемого. Составляют на основе
Одинокий мухомор
прочитанного устное высказывание.
«Мы триста лет этим занимаемся!» Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
1ч
30.01
1ч
06.02
15
Тысяча глиняных горшков Бабочки и
огонь
16
«Тошу
обижать
не
дам!»
Письменное изложение рассказа.
Леонардо да Винчи
17
Как я кормила синичек и белочек
Украденное яйцо
18
Необычная
пескарь
ѐлка
19
Сказка
воины.
20
21
о
пирожке.
Дельфины
13
Цвет пиццы Мухи
22
23
24.
25.
Отвечают на вопросы по содержанию. Прогнозируют
содержание читаемого.
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Отвечают на вопросы по содержанию Прогнозируют
содержание читаемого. Выявляют в тексте слова и
выражения, значения которых непонятно и выясняют
их смысл. Учатся осознавать роль названия
произведения, понимать прочитанное, оценивать
поступки героев произведения и свои собственные (под
руководством учителя) с точки зрения моральных
Колизей Ностальгия
ценностей;
Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста.
Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на
вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и
выражения, значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла. Учатся осознавать
Памятник дереву. Необычные пауки. роль названия произведения, понимать прочитанное,
«У страха глаза велики»
составлять вопросы к тексту.
Читают вслух, про себя, «вприглядку». Отвечают на
вопросы по содержанию словами текста. Учатся
осознавать роль названия произведения, понимать
прочитанное, выделять и понимать информацию из
прочитанного;
оценивать
поступки
героев
Магниты в древности. Всѐ в твоих произведения и свои собственные (под руководством
руках
учителя) с точки зрения моральных ценностей.
Читают вслух, про себя, «вприглядку». Отвечают на
вопросы по содержанию словами текста. Учатся
осознавать роль названия произведения, понимать
прочитанное, выделять и понимать информацию из
прочитанного;
оценивать
поступки
героев
произведения и свои собственные (под руководством
учителя) с точки зрения моральных ценностей.
Бабушка огородника. Чиж
Выборочный пересказ. Работа над пословицей.
14
1ч
13.02
1ч
20.02
1ч
27.02
1ч
06.03
26
27.
28.
29
30
31
Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста.
Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на
вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и
выражения, значения которых непонятно, и осознавать
Санта-Клаусы в разных странах. потребность в выяснении их смысла. Составляют план
Имена дельфинов
текста. Пересказ по плану.
Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста.
Прогнозируют содержание читаемого. Выразительное
чтение текста по ролям. Работа с заголовками текстов.
Пришельцы. Диоген. Новый год в Осознание роли названия произведения
Греции.
Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
Отвечают на вопросы по содержанию в виде тестов.
Читают самостоятельно вслух, про себя, «вприглядку».
Сравнивают между собой объекты, описанные в тексте,
выделяя 2—3 существенных признака.
Лѐгкий и прочный. «Первая нога»
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
себя, «вприглядку». Находят главную мысль,
сформулированную в тексте.
У каждого мастера есть свои Составляют письменное высказывание на заданную
секреты. Письменное изложение тему. Инсценирование сказки.
рассказа. Новый год в Японии
Читают вслух, про себя, «вприглядку». Отвечают на
вопросы по содержанию словами текста. Учатся
осознавать роль названия произведения, понимать
прочитанное, выделять и понимать информацию из
прочитанного;
оценивать
поступки
героев
произведения и свои собственные (под руководством
Неуклюжий
паучок.
Гусеница, учителя) с точки зрения моральных ценностей.
которая хотела летать
Первый микроскоп. Подходящий
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
15
1ч
13.03
1ч
27.03
1ч
03.04
1ч
10.04
1ч
24.04
1ч
15.05
камень.
32
Сказка про кошку и собаку.
«Первый блин комом». «Мой дом моя крепость». История шоколада.
Лиса и виноград.
33
Кошки. Которые полюбили груши.
Бывают и такие ошибки. Бобры и
лес.
34
Ночной урок. Составление рассказа
о том, как мама помогла тебе чемулибо научиться.
себя, «вприглядку». Проводят сравнительный анализ
текстов. Выявляют в тексте слова и выражения,
значения которых непонятно. Отвечают на вопросы в
виде
тестов.
Составление
предложений
с
фразеологизмами или иллюстрирование фразеологизма.
Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста.
Прогнозируют содержание читаемого. Перечисляют
персонажей текста. Составляют вопросы к тексту.
Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
Осмысление значимости литературы как явления
национальной культуры, важного средства сохранения
и передачи нравственных ценностей и традиций.
Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста.
Прогнозируют содержание читаемого. Перечисляют
персонажей текста. Составляют вопросы к тексту.
Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
Осмысление значимости литературы как явления
национальной культуры, важного средства сохранения
и передачи нравственных ценностей и традиций.
Самостоятельная читательская деятельность. Проверка
умений проводить сравнительный анализ текстов;
отвечать на вопросы по содержанию, давать
характеристику персонажей текста.
16
1ч
22.05
1ч
25.05
1ч
26.05