Решаем вместе
Есть вопрос?

Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск талантов в условиях общеобразовательных учреждений.

 

Нормативные правовые документы:

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2018 № 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития"

Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (методические рекомендации)

Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Крым

 

Психолого-педагогическая и методическая поддержка обучающихся с повышенным уровнем способностей и их родителей:

 

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.

 

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • определить критерии признаков талантливости и одаренности детей, создать банк диагностических методик и реализовать систему диагностической работы по выявлению талантливых и одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения;
  • оказывать помощь участникам педагогического процесса в решении актуальных задач развития, обучения, социализации талантливых и одаренных детей, повышения психологической комфортности окружающей среды;
  • осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании ребенка;
  • участвовать в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальный —  индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия);
  • групповой — психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги);
  • уровень класса — деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками;
  • уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические консультационные центры.

Основные направления психологического сопровождения талантливых и одаренных детей:Хочу такой сайт

  • Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации.
  • Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
  • Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта. У педагогов должна формироваться устойчивая самооценка и вырабатываться позиция Мастера и Учителя.
  • Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям, и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)
  • Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способности. Такая установка является противовесом конкурентности, самоутверждению за счёт других.
  • Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школы; 

Мотивационное направление - поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (премии, почётные грамоты и пр.)


Трансляция лучших практик по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодёжи.

Одним из ключевых факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального потенциала является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.

Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально – экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

В данной статье отражены концепции, подходы и опыт работы по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодёжи в некоторых регионах Российской Федерации.

     

http://volna-talant.ru/ - Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей

https://impulse.vml35.ru/ - Центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи «Импульс»

https://yandex.ru/efir?stream_id=4f64b140d8985b1dbe13f36068f840d7&f=1 - Центр выявления и поддержки одаренных детей.

https://www.youtube.com/watch?v=nEGmdlJEr8M – видео Татьяна Черниговская ("Как научить мозг учиться?")     

https://sochisirius.ru/ - «Сириус»  

https://новоепоколение72.рф/ - Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей

Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (методические рекомендации).pdf (скачать) (посмотреть)
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.pdf (скачать) (посмотреть)
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2018 № 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития".pdf (скачать) (посмотреть)
Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Крым.pdf (скачать) (посмотреть)
Программа одарённые дети 2022-2026.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение об одарённых детях.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».