В
современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно
мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные
задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня нужны интеллектуально
развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и
политического развития страны.
Выявление
талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития
конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством
какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо
одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный,
поэтапный поиск талантов в условиях общеобразовательных учреждений.
Нормативные
правовые документы:
Концепция общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов
Концепция выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи Республики Крым
Психолого-педагогическая
и методическая поддержка обучающихся с повышенным уровнем способностей и их
родителей:
Цель
сопровождения: выявление, поддержка и развитие
талантливых и одаренных детей, их самореализации, профессиональном
самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание
оптимальных условий для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- определить критерии признаков талантливости и одаренности детей, создать банк диагностических методик и реализовать систему диагностической работы по выявлению талантливых и одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения;
- оказывать помощь участникам педагогического процесса в решении актуальных задач развития, обучения, социализации талантливых и одаренных детей, повышения психологической комфортности окружающей среды;
- осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании ребенка;
- участвовать в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
- индивидуальный — индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия);
- групповой — психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги);
- уровень класса — деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками;
- уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические консультационные центры.
Основные направления психологического сопровождения талантливых и одаренных детей:
- Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации.
- Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
- Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта. У педагогов должна формироваться устойчивая самооценка и вырабатываться позиция Мастера и Учителя.
- Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям, и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)
- Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способности. Такая установка является противовесом конкурентности, самоутверждению за счёт других.
- Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школы;
Мотивационное направление - поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (премии, почётные грамоты и пр.)
Трансляция лучших практик по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодёжи.
Одним из ключевых факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального потенциала является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.
Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально – экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
В данной статье отражены концепции, подходы и опыт работы по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодёжи в некоторых регионах Российской Федерации.
http://volna-talant.ru/ - Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей
https://impulse.vml35.ru/ - Центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи «Импульс»
https://yandex.ru/efir?stream_id=4f64b140d8985b1dbe13f36068f840d7&f=1 - Центр выявления и поддержки одаренных детей.
https://www.youtube.com/watch?v=nEGmdlJEr8M – видео Татьяна Черниговская ("Как научить мозг учиться?")
https://sochisirius.ru/ - «Сириус»
https://новоепоколение72.рф/ - Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей