Решаем вместе
Есть вопрос?

Обществознание ключевые понятия и трудные вопросы 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 11 им.А.В.Преснякова Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО гуманитарнофилологических дисциплин
Руководитель МО
______________ Л.М.Асанова
протокол № 1 от 31.08.2022

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________ Л.В.Сидорова

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ школа № 11
им.А.В.Преснякова
______________В.П.
Горбач
Приказ от 31.08.20212№ 284

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы»
Классы: 11
Количество часов: всего ___34__часа; в неделю ___1__час;
Срок реализации программы, учебный год

2022/2023

Рабочую программу составили: учитель истории, руководитель МО Асанова Л.Р.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 11 класса. Программа составлена на основе
следующих нормативно-правовых актов:


Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;



Федерального Государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию в соответствии с обязательным
минимумом содержания образовательных программ



Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе на 2021-2022 учебный год;



Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;



Авторская программа по элективному курсу по обществознанию для учащихся 10-11 классов «Актуальные вопросы изучения
обществознания» под ред. Волковой, Александровой.



Учебный план МБОУ №11 им. А.В.Преснякова на 2022-2023 учебный год;



Локальные акты школы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даѐт распределение учебных часов по

разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов из расчѐта 1 учебный час в неделю.
Целевые установки курса:
 актуализировать

у

учащихся

темы, вызывающие

наибольшие

трудности содержательного характера;

обеспечить

систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
 формировать метапредметные умения учащихся, в контексте обществоведческой подготовки: при

операциях с понятиями,

работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии
смысла афористичного высказывания.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются

различные

формы и методы занятий: лекции,
2

семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.

При планировании и организации

определено оптимальное соотношение

теоретических и практических занятий, использование активные и интерактивные методы обучения.
Ключевые содержательные позиции каждой линии будут рассмотрены на обзорной или тематической лекции, с привлечением
наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.
При проведении семинарских занятий будет уделено внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным
в школьных учебниках.
Практические занятия будут направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из
реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при
организации практикумов будет уделено отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать
собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия будут ориентированы на развитие

умений учащихся осуществлять комплексный поиск,

систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут
объективно оценить уровень собственных знаний.
Будет организована личностно-ориентированная работа по овладению программой курса, учитывающая пробелы в знаниях и
умениях конкретного ученика; с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля будет фиксироваться продвижение
каждого ученика по пути достижения целей курса.
Реализация данной программы может осуществляться с опорой на учебно-справочное пособие: П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В.
Шевченко «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ», М.:Астрель, 2018, открытий банк заданий по обществознанию –
http://fipi.ru/ Открытый банк заданий ЕГЭ.

Ожидаемые результаты:


Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
3



Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
при составлении рабочей программы учитывались те изменения, которые внесены в ЕГЭ по обществознанию в 2022 году.
Содержание программы
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого

образования.

Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание

письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий.
Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развѐрнутым ответом в КИМах ЕГЭ (входной контроль).
2. Актуальные вопросы обществоведческого содержания (16ч.).
2.1 Содержательные линии «Общество, Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность
общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого
человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой
информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль
религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные

вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности).

Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных
тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные
категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий.
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (4 ч.)
4

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека.
Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека.
Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира.
Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их
классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения
понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов).
Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание
методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий части1 по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (4 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация.
Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и
семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и
пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной
стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (4
ч.).
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая
система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические
5

партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление.
Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм»,
функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование
собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий части 1 по данному содержательному блоку.
Учебно-тематический план
№

Наименование разделов и

Всего

пп

тем

часов

1.

Введение. Единый

В том числе
Теор.

2

1

Формы занятий

Практ.
1

вводная лекция

государственный экзамен по

практикум

обществознанию: структура

(входной контроль)

и содержание
экзаменационной
работы.Кодификатор
2.

Актуальные вопросы

32

23

9

(промежуточный

содержания при подготовке

контроль)

к ЕГЭ
2.1

Содержательные линии
«Общество, Духовная жизнь
общества»: ключевые

Практикум

8

6

2

лекция
семинар
практикум
6

понятия и трудные вопросы
Проблемы изучения

2.2

8

6

2

конкретных разделов и тем в

лекция
семинар

содержательных линиях

практикум

«Человек. Познание»
«Социальные

2.3

отношения»:

обзор основных

8

6

2

позиций,

семинар

сложные вопросы

практикум

Содержательная

2.4

линия

«Политика»: систематизация
знаний
изучении

лекция

учащихся

при

8

5

3

лекция
семинар
практикум

основных

теоретических вопросов
Учебно-методическое обеспечение
Основное пособие для учащихся:
1. Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание. ЕГЭ-учебник., М.:Астрель, 2014.
Литература для учащихся:
1.

ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2007.

2.

Кишенкова О.В. ЕГЭ-2013. Обществознание. Сдаем без проблем!– М.: Эксмо, 2013.

3.

Котова О. А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ. 2014. Обществознание. М.: Астрель, 2021

4.

Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.:
Экзамен, 2018-2021.
7

5.

Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ:
Астрель, 2020.

6.

Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2020.

7.

Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель,
2020.

8.

Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2019.

9.

Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.:
АСТ: Астрель, 2018.

10. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2018.
11. fipi.ru//открытый банк заданий по обществознанию
fipi.ru// демоверсия, спецификация, кодификатор экзамена по обществознанию
fipi.ru// Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2018-2020 гг.

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».