Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым» РАССМОТРЕНО на заседании МО естественноматематического цикла протокол № 1 от 30.08.2022. Председатель МО Асанова Л.Р. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Л.В.Сидорова 30.08.2022. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Город мастеров» Классы: 5-а, 5-б, 6-б, 6-к Количество часов: всего _____34______ часов; в неделю _____1_____ час; Срок реализации программы, учебный год 2022/2023 Рабочую программу составила: Кравчук Елена Васильевна 1 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Школа № 11 им. А.В. Преснякова от 31.08.2022 № 284 Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 5-6 классов. Программа «Город мастеров» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковый уровень освоения знаний и практических навыков. Направленность образовательной программы: создание условий для самореализации и самоопределения личности ребѐнка; · освоение окружающего мира путѐм творческого познания его, осознание своего места в этом мире. Цель и задачи программы: Цель: Формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, воспитания и уважения к народному искусству, в процессе работы Задачи: Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества. Научить детей владеть различными техниками работы с материалами и инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе. Обучить технологии разных видов рукоделия. Формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ. Объем программы в 5-6 классах 34 часа. Режим занятий: 1 раза в неделю. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Город мастеров» Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; - устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; - адекватное понимания причин успешности / не успешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: 2 - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности; Метапредметне результаты: Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; 3 - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. - Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; - Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; - Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; - Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; - Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; - Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; - Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; 4 - Достичь оптимального для каждого уровня развития; - Сформировать систему универсальных учебных действий; - Сформировать навыки работы с информацией. 5 Содержание программы Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учѐтом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. 5 класс: Раздел 1: Изделия из шпагата (19 ч). Тема 1: Изготовление цветка (2 ч). Изготовление цветка. Изготовление стебелька, листочка. Соединение деталей цветка. Тема 2: Изготовление снежинки (4 ч). Вырезание снежинки из бумаги. Самостоятельное определение размера, формы изделия. Изготовление снежинки из шпагата. Украшение снежинки. Тема 3: Изготовление вазы (4 ч). Обмотка бутылки шпагатом. Украшение вазы. Тема 4: Изготовление бабочки (4 ч). Зарисовка трафарета бабочки. Изготовление бабочки. Изготовление бабочки. Декоративная отделка бабочки. Тема 5: Изготовление фигурки животного (5 ч). Выбор животного. Определение форм и размеров фигурки. Изготовление формы тела животного. Обмотка шпагатом тела, головы и конечностей животного. Соединение частей тела животного. Декоративная отделка фигурки животного Раздел 2: Изделия из бисера (7 ч). Тема 6: Стрекоза из бисера (2 ч). Изготовление стрекозы Тема 7: Цветок из бисера (5 ч). Изготовление цветка. Изготовление лепестка и стебелька. Соединение деталей. Раздел 3: Изделия из фетра (8 ч). Тема 8: Изготовление фигурки из фетра (8 ч). Изготовление выкройки. Раскрой деталей. Соединение деталей ручным обметочным швом. Соединение деталей ручным обметочным швом. Набивка фигурки синтепоном. Окончательная отделка изделия Учебно – тематический план 5 класс № Тема раздела 1. 2. 3. Изделия из шпагата Изделия из бисера Изделия из фетра Всего: Количество часов 19 7 8 34 6 6 класс: Раздел 1: Изонить (12 ч). Тема 1: Знакомство с историей предмета (6 ч). Знакомство с возникновением графической техники Изонить. Изучение основных элементов и схем изонити. Тема 2: Изготовление четырехконечной звезды в технике изонить (2 ч). Изготовление четырехконечной звезды на картоне формата А 4. Тема 3: Изготовление закладки (2 ч). Изготовление заготовки закладки из картона прямоугольной формы. Обработка заготовки в технике изонить цветными нитками. Тема 4: Сюжетная композиция (2 ч). Выполнение зарисовка композиции на картоне формата А 4. Нанесении изонити на заготовку в цвете(цветные нитки). Раздел 2: Декупаж (12 ч). Тема 5: Знакомство с техникой декупаж (1 ч). Что такое декупаж. На каких поверхностях его можно наносить. Приспособления и материалы. Тема 6: Принципы работы с деревянной поверхностью. Декупаж с салфеткой (2 ч). Выполнение работы в технике декупаж на деревянной дощечке. Тема 7: Декупаж на других типах поверхностей (металл, стекло, ткань, свечи) (2 ч). Выполнение работы в технике декупаж на ткани(канва). Тема 8: Декупаж на стеклянной бутылке с использованием яичной скорлупы. (5 ч). Специальная обработка стеклянной поверхности и закрепление кусочков яичной скорлупы на бутылке. Выполнение работы в технике декупаж на поверхности яичной скорлупы. Финишная отделка. Декорирование бутылки. Тема 9: Выполнение итоговой работы по выбору учащегося (2 ч). Выполнение работы в технике декупаж на любой поверхности по выбору учащегося. Раздел 3: Квиллинг (10 ч). Тема 10: Волшебные свойства бумаги (8 ч). История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Изучение и выполнение основных форм квилинга: “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”, “завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Изучение и выполнение плоскостныех элементов (листья, стебли, завитки и т. д.) Тема 11: Открытка в технике «Квиллинг» (2 ч). Изготовление открытки в технике «Квилинг» на тему, выбранную учащимся. Учебно – тематический план 6 класс № Тема раздела 1. 2. 3. Изонить Декупаж Квиллинг Всего: Количество часов 12 12 10 34 7