Решаем вместе
Есть вопрос?

Крымоведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым»

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
протокол № 1
от 30.08.2022.
Председатель МО
Е.А.Голубовская

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Л.В.Сидорова
30.08.2022.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Школа № 11
им. А.В. Преснякова
от 31.08.2022 № 284

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Крымоведение»
Классы: 4-А, 4-Б

Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1_____ часов;

Срок реализации программы, учебный год

2022/2023

Рабочую программу составили: учителя начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А.
1

Пояснительная записка
Программа учебного курса «Крымоведение» разработана в связи с возрастанием роли и значения краеведения в
Российской Федерации, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе примерной
образовательной программы учебного курса для начальной школы (2 – 4 кл.) ( авторы: Рудяков А.Н, Наумова Л.В.,
Супрычев А.В. КРИППО, г. Симферополь, 2017).
Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через
усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода.
Задачи:
 сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах
Крымского полуострова;
 раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного
края;
 развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;
 формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях.
Ожидаемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
 формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства
гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;
 формирование целостного взгляда на мир;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
2


развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных,
культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;

освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:

формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре
нашего полуострова;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;

формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для получения дополнительной информации о Крыме;

воспитание чувства гордости за Республику Крым.
3

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему
образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:
 пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
 осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети
Интернет;
 работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
 использовать полученные знания в жизни.
Основное содержание
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты
Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историкокультурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение (1ч)
«Волшебный край, очей отрада…».
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4ч)
Крым в составе Российской Федерации.
Главные особенности географического положения Крыма. Формирование понятий «полуостров», «пролив».
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село).
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17ч)
Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины.
Ущелья, каньоны, овраги, балки.
Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова.
Водный мир Крыма: реки, водопады.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова.Охрана от ветра, оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях.
4

Проект «Редкие растения Крыма».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей.
Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы.
Проект «Самые крупные и самые маленькие животные Крыма».
Охрана растений и животных. Красная книга.
Черное море. Природные особенности, подводный растительный и животный мир.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4ч)
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций
(землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.).
Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (4ч)
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова.
Проект «Крымские святыни».
Древние города Крыма.
Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме.
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4ч)
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства
Крыма.
Проект «Культурные растения крымских садов и полей».
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.

Учебно – методический план
№ п/п

Название разделов

Кол- во
часов
5

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Введение
Крым – орден на груди планеты Земля
Природные особенности и богатства Крыма
Учимся путешествовать и дружить с природой
Историко-культурное наследие Крыма
Профессиональная деятельность Крыма и
моего региона
Всего

1
4
17
4
4
4
34

6

Календарно-тематическое планирование курса «Крымоведение» 4 класс
№
урока

Тема урока

К-во
часов

Дата
проведения
план
факт

Примечание

1 четверть
1.

2.
3.
4.

5.

Введение. «Волшебный край,
очей отрада…»

1

05.09 05.09

«Крым – орден на груди планеты Земля» (4ч)
Крым в составе Российской
12.09 12.09
1
Федерации.
Главные особенности
19.09 19.09
географического положения
1
Крыма.
Формирование понятий
26.09 26.09
1
«полуостров», «пролив».
Крым на карте России и
мира. Знакомство с
основными
03.10 03.10
1
административными
единицами (город, село).
«Природные особенности и богатства Крыма» (17ч)
7

6.

Рельеф полуострова.
Крымские горы и равнины.

1

10.10 10.10

7.

Ущелья, каньоны, овраги,
балки.

1

17.10 17.10

8.

Особенности погодных
условий на территории
Крымского полуострова.

1

24.10 24.10

2 четверть
9 – 10.

11.

12.

Водный мир Крыма: реки,
водопады.
Почва, виды почвы на
территории Крымского
полуострова.

2

07.11
14.11

1

21.11

1

28.11

Растительный мир Крыма.
Понятия об эндемиках,
реликтах, первоцветах и
экзотических растениях.

3

05.12
12.12
19.12

Проект «Редкие растения
Крыма».

1

26.12

Охрана почвы от ветра,
оползней и других стихий.

13,
14,
15

16.

3 четверть
17.

Животный мир Крыма.
Млекопитающие крымских

1

16.01
8

лесов и степей.
Птичий мир Крыма.
Зимующие и перелетные
птицы.

1

23.01

19.

Проект «Самые крупные и
самые маленькие животные
полуострова».

1

30.01

20.

Охрана растений и
животных. Красная книга.

1

06.02

Чёрное море. Природные
особенности, подводный
21-22.
растительный и животный
мир.

2

13.02
20.02

18.

«Учимся путешествовать и дружить с природой» (4ч)
Правила поведения на
27.02
23. природе во время экскурсий и
1
походов.
Правила безопасности во
время чрезвычайных
06.03
24-25. ситуаций (землетрясение,
2
13.03
гололед, снегопад,
наводнение и др.).
Твоя аптечка. Первая помощь
20.03
26. при несчастном случае во
1
время экскурсий, походов.
4 четверть
9

27.

28.

29.

30.

«Историко-культурное наследие Крыма» (4ч)
Археологические и
исторические памятники.
03.04
1
Важнейшие исторические
объекты полуострова.
Древние города Крыма.
Детские крымские поэты и
писатели. Литературные и
художественные
произведения о Крыме.
Проект «Я пишу о Крыме.
Крымские святыни».

1

10.04

1

17.04

1

24.04

«Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4ч)
Виды хозяйственной
деятельности в Крыму.
01.05
31- 32. Крупные промышленные
2
08.05
предприятия. Особенности
сельского хозяйства Крыма.
33.

Проект «Культурные
растения крымских садов и
полей».

1

15.05

34.

«Крым – кузница здоровья».
Оздоровительные центры,
лечебницы, дома отдыха.

1

22.05

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».