Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
протокол № 1
от 30.08.2022.
Председатель МО
Е.А.Голубовская
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Л.В.Сидорова
30.08.2022.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Школа № 11
им. А.В. Преснякова
от 31.08.2022 № 284
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Крымоведение»
Классы: 4-А, 4-Б
Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1_____ часов;
Срок реализации программы, учебный год
2022/2023
Рабочую программу составили: учителя начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А.
1
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Крымоведение» разработана в связи с возрастанием роли и значения краеведения в
Российской Федерации, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе примерной
образовательной программы учебного курса для начальной школы (2 – 4 кл.) ( авторы: Рудяков А.Н, Наумова Л.В.,
Супрычев А.В. КРИППО, г. Симферополь, 2017).
Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через
усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода.
Задачи:
сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах
Крымского полуострова;
раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного
края;
развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;
формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях.
Ожидаемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства
гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;
формирование целостного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
2
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных,
культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре
нашего полуострова;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для получения дополнительной информации о Крыме;
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
3
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему
образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:
пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети
Интернет;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
использовать полученные знания в жизни.
Основное содержание
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты
Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историкокультурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение (1ч)
«Волшебный край, очей отрада…».
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4ч)
Крым в составе Российской Федерации.
Главные особенности географического положения Крыма. Формирование понятий «полуостров», «пролив».
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село).
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17ч)
Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины.
Ущелья, каньоны, овраги, балки.
Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова.
Водный мир Крыма: реки, водопады.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова.Охрана от ветра, оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях.
4
Проект «Редкие растения Крыма».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей.
Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы.
Проект «Самые крупные и самые маленькие животные Крыма».
Охрана растений и животных. Красная книга.
Черное море. Природные особенности, подводный растительный и животный мир.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4ч)
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций
(землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.).
Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (4ч)
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова.
Проект «Крымские святыни».
Древние города Крыма.
Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме.
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4ч)
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства
Крыма.
Проект «Культурные растения крымских садов и полей».
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.
Учебно – методический план
№ п/п
Название разделов
Кол- во
часов
5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Введение
Крым – орден на груди планеты Земля
Природные особенности и богатства Крыма
Учимся путешествовать и дружить с природой
Историко-культурное наследие Крыма
Профессиональная деятельность Крыма и
моего региона
Всего
1
4
17
4
4
4
34
6
Календарно-тематическое планирование курса «Крымоведение» 4 класс
№
урока
Тема урока
К-во
часов
Дата
проведения
план
факт
Примечание
1 четверть
1.
2.
3.
4.
5.
Введение. «Волшебный край,
очей отрада…»
1
05.09 05.09
«Крым – орден на груди планеты Земля» (4ч)
Крым в составе Российской
12.09 12.09
1
Федерации.
Главные особенности
19.09 19.09
географического положения
1
Крыма.
Формирование понятий
26.09 26.09
1
«полуостров», «пролив».
Крым на карте России и
мира. Знакомство с
основными
03.10 03.10
1
административными
единицами (город, село).
«Природные особенности и богатства Крыма» (17ч)
7
6.
Рельеф полуострова.
Крымские горы и равнины.
1
10.10 10.10
7.
Ущелья, каньоны, овраги,
балки.
1
17.10 17.10
8.
Особенности погодных
условий на территории
Крымского полуострова.
1
24.10 24.10
2 четверть
9 – 10.
11.
12.
Водный мир Крыма: реки,
водопады.
Почва, виды почвы на
территории Крымского
полуострова.
2
07.11
14.11
1
21.11
1
28.11
Растительный мир Крыма.
Понятия об эндемиках,
реликтах, первоцветах и
экзотических растениях.
3
05.12
12.12
19.12
Проект «Редкие растения
Крыма».
1
26.12
Охрана почвы от ветра,
оползней и других стихий.
13,
14,
15
16.
3 четверть
17.
Животный мир Крыма.
Млекопитающие крымских
1
16.01
8
лесов и степей.
Птичий мир Крыма.
Зимующие и перелетные
птицы.
1
23.01
19.
Проект «Самые крупные и
самые маленькие животные
полуострова».
1
30.01
20.
Охрана растений и
животных. Красная книга.
1
06.02
Чёрное море. Природные
особенности, подводный
21-22.
растительный и животный
мир.
2
13.02
20.02
18.
«Учимся путешествовать и дружить с природой» (4ч)
Правила поведения на
27.02
23. природе во время экскурсий и
1
походов.
Правила безопасности во
время чрезвычайных
06.03
24-25. ситуаций (землетрясение,
2
13.03
гололед, снегопад,
наводнение и др.).
Твоя аптечка. Первая помощь
20.03
26. при несчастном случае во
1
время экскурсий, походов.
4 четверть
9
27.
28.
29.
30.
«Историко-культурное наследие Крыма» (4ч)
Археологические и
исторические памятники.
03.04
1
Важнейшие исторические
объекты полуострова.
Древние города Крыма.
Детские крымские поэты и
писатели. Литературные и
художественные
произведения о Крыме.
Проект «Я пишу о Крыме.
Крымские святыни».
1
10.04
1
17.04
1
24.04
«Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4ч)
Виды хозяйственной
деятельности в Крыму.
01.05
31- 32. Крупные промышленные
2
08.05
предприятия. Особенности
сельского хозяйства Крыма.
33.
Проект «Культурные
растения крымских садов и
полей».
1
15.05
34.
«Крым – кузница здоровья».
Оздоровительные центры,
лечебницы, дома отдыха.
1
22.05
10