Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от 30.08.2022. Председатель МО Е.А.Голубовская СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Л.В.Сидорова 30.08.2022. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Школа № 11 им. А.В. Преснякова от 31.08.2022 № 284 Рабочая программа внеурочной деятельности «Крымоведение» Классы: 4-А, 4-Б Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1_____ часов; Срок реализации программы, учебный год 2022/2023 Рабочую программу составили: учителя начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А. 1 Пояснительная записка Программа учебного курса «Крымоведение» разработана в связи с возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе примерной образовательной программы учебного курса для начальной школы (2 – 4 кл.) ( авторы: Рудяков А.Н, Наумова Л.В., Супрычев А.В. КРИППО, г. Симферополь, 2017). Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода. Задачи: сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова; раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края; развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи; формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Ожидаемые результаты изучения курса Личностные результаты: формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма; формирование целостного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 2 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма. Метапредметные результаты: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета; освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме. Предметные результаты: формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; воспитание любви к крымской природе, ее уникальности; формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме; воспитание чувства гордости за Республику Крым. 3 В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения: пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме; осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет; работать со справочно-энциклопедическими изданиями; использовать полученные знания в жизни. Основное содержание Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историкокультурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона». Введение (1ч) «Волшебный край, очей отрада…». Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4ч) Крым в составе Российской Федерации. Главные особенности географического положения Крыма. Формирование понятий «полуостров», «пролив». Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17ч) Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки. Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Водный мир Крыма: реки, водопады. Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова.Охрана от ветра, оползней и других стихий. Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. 4 Проект «Редкие растения Крыма». Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Проект «Самые крупные и самые маленькие животные Крыма». Охрана растений и животных. Красная книга. Черное море. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4ч) Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (4ч) Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Проект «Крымские святыни». Древние города Крыма. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4ч) Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Проект «Культурные растения крымских садов и полей». «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Учебно – методический план № п/п Название разделов Кол- во часов 5 1. 2. 3. 4. 5. 6. Введение Крым – орден на груди планеты Земля Природные особенности и богатства Крыма Учимся путешествовать и дружить с природой Историко-культурное наследие Крыма Профессиональная деятельность Крыма и моего региона Всего 1 4 17 4 4 4 34 6 Календарно-тематическое планирование курса «Крымоведение» 4 класс № урока Тема урока К-во часов Дата проведения план факт Примечание 1 четверть 1. 2. 3. 4. 5. Введение. «Волшебный край, очей отрада…» 1 05.09 05.09 «Крым – орден на груди планеты Земля» (4ч) Крым в составе Российской 12.09 12.09 1 Федерации. Главные особенности 19.09 19.09 географического положения 1 Крыма. Формирование понятий 26.09 26.09 1 «полуостров», «пролив». Крым на карте России и мира. Знакомство с основными 03.10 03.10 1 административными единицами (город, село). «Природные особенности и богатства Крыма» (17ч) 7 6. Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. 1 10.10 10.10 7. Ущелья, каньоны, овраги, балки. 1 17.10 17.10 8. Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. 1 24.10 24.10 2 четверть 9 – 10. 11. 12. Водный мир Крыма: реки, водопады. Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова. 2 07.11 14.11 1 21.11 1 28.11 Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. 3 05.12 12.12 19.12 Проект «Редкие растения Крыма». 1 26.12 Охрана почвы от ветра, оползней и других стихий. 13, 14, 15 16. 3 четверть 17. Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских 1 16.01 8 лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. 1 23.01 19. Проект «Самые крупные и самые маленькие животные полуострова». 1 30.01 20. Охрана растений и животных. Красная книга. 1 06.02 Чёрное море. Природные особенности, подводный 21-22. растительный и животный мир. 2 13.02 20.02 18. «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4ч) Правила поведения на 27.02 23. природе во время экскурсий и 1 походов. Правила безопасности во время чрезвычайных 06.03 24-25. ситуаций (землетрясение, 2 13.03 гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь 20.03 26. при несчастном случае во 1 время экскурсий, походов. 4 четверть 9 27. 28. 29. 30. «Историко-культурное наследие Крыма» (4ч) Археологические и исторические памятники. 03.04 1 Важнейшие исторические объекты полуострова. Древние города Крыма. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Проект «Я пишу о Крыме. Крымские святыни». 1 10.04 1 17.04 1 24.04 «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4ч) Виды хозяйственной деятельности в Крыму. 01.05 31- 32. Крупные промышленные 2 08.05 предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. 33. Проект «Культурные растения крымских садов и полей». 1 15.05 34. «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. 1 22.05 10