Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО естественноматематического цикла
протокол № 1
от 30.08.2022.
Председатель МО Голубовская Е.А.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР Л.В.Сидорова
30.08.2022.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Школа № 11
им. А.В. Преснякова
от 31.08.2022 № 284
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)
Классы: 3-а, 3-б
Количество часов: всего _____34______ часа; в неделю _____1_____ час;
Срок реализации программы: учебный год 2022/2023
Рабочую программу составили: учителя начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А.
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для третьего класса разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об
образовании);
Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
по вопросам воспитания обучающихся»;
Указа Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №
1666»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576)
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное
чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»;
Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р;
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 20.06.2018 года №05-192 «Об изучении
родных языков из числа языков народов Российской Федерации»;
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 №2017/01-14 «Методические рекомендации по
формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2022/2023 учебный год».
авторской рабочей программы: Литературное чтение на родном (русском) языке. Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / Кузнецова М.И., Романова В. Ю., Рябинина Л. А.,Соколова О. В. – М. : Просвещение, 2020;
учебника: Литературное чтение на родном русском языке: 2-й класс учебник / О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю.Романова
О.В.[и др.], Москва: Просвещение, 2021
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются: развитие читательских умений, воспитание
ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в
2
культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на решение следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурноязыковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания
и отраженных в родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской
литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа (34 учебные недели)
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский народ, становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
3
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к
людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
Познавательные УУД
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации
в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно- следственных связей, построения рассуждений;
Коммуникативные УУД
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
4
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей еѐ достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающиеся научатся:
− осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языкана основе изучения произведений русской литературы;
− осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира,национальной истории и культуры;
− давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
− совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературычитательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных,
научно-популярных и учебных текстов;
− применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждениипрослушан
ного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержаниепрочитанного или п
рослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
− пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги Пишут не пером, а умом
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
Например: В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
Я взрослею Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте. Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для
национального русского сознания.
Например: Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например: П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья В дружной семье и в холод тепло
5
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение,
уважение к старшим).
Например: О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зѐрнышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира
фантастического.
Например: В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелѐная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна Люди земли Русской Произведения о выдающихся представителях русского народа.
Например: О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
В. А. Бахревский. «Семѐн Дежнѐв» (фрагмент).
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику Всякая душа празднику рада
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе.
Например: Е. В. Григорьева. «Радость».
А.И.Куприн.«Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чѐрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе.
Например: Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман»
6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ Тема раздела
1
2
3
4
5
1
2
3
4
авторская
программа
рабочая
программа
Раздел 1. «Мир детства»
21
21
Я и книги
Я взрослею
В дружной семье и в холод тепло
Я фантазирую и мечтаю
Проверочная работа по разделу
«Мир детства»
Раздел 2. «Россия – моя
Родина»
Люди земли русской
От праздника к празднику
О родной природе
Проверочная работа по разделу
«Россия – родина моя»
Итого
6
6
4
4
1
6
6
4
4
1
13
13
5
4
3
1
5
4
3
1
34
34
7
V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Литературное чтение на родном русском языке: 3-й класс учебник / О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю.Романова
О.В.[и др.], Москва: Просвещенеие, 2021)
34ч в год / 1 ч в неделю
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Кол-во
часов
Раздел 1. Мир детства (20 ч + 1ч)
Я и книги ( 6 ч )
В.И.Воробьев «Я не придумал ничего» « Мой дневник»
1
В.И.Воробьев «Я не придумал ничего» « Мой дневник»
1
И. Краева «Письмописательное искусство»
1
И. Краева «Письмописательное искусство»
1
В.П.Крапивин «День рождения»
1
Т.В. Толстая «Детство Лермонтова»
1
Я взрослею ( 6 ч )
Л.Л.Яхнин «Последняя рубашка»
1
Ю.А. Буковский «О доброте -злой и доброй»
1
П.В. Засодимский «Гришкина милостыня»
1
Н.Г.Волкова «Дреби-Дон»
1
Н.Г.Волкова «Дреби-Дон»
1
1
В.Н. Крупин «Сушеная малина»
В дружной семье и в холод тепло (4 часа)
В.М. Шукшин « Как Зайка летал на воздушных шариках»
1
В.М. Шукшин « Как Зайка летал на воздушных шариках»
1
А.Л. Решетов «Зернышки спелых ягод»
1
О.Ф. Кургузов «Душа на распашку».
1
Я фантазирую и мечтаю (4 ч + 1ч)
В. П. Крапивин «Зелѐная Грива»
1
8
Дата проведения
План
Факт
Примечание
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Л. К. Чуковская «Памяти детства. Мой отец - Корней Чуковский»
1
В. П. Крапивин « Что такое стихия»
1
Г. А. Скребицкий «Чему научила сказка»
Проверочная работа по разделу «Мир детства»
1
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (12 ч + 1ч)
Люди земли русской ( 5 ч )
Н. М. Коняев « Правнуки богатырей».
1
Л.М.Демин «Рассказывает бывалый человек»
1
В.А. Бахревский «Семѐн Дежнѐв»
1
О.М.Гурьян « Мальчик из Холмогор»
1
М.В.Ломоносов
«Вечернее
размышление
о
Божием
1
Величестве», А.Н. Майков «Ломоносов»
От праздника к празднику (4 ч)
В.А. Никифоров –Волгин «Серебряная метель»
1
В. Григорьева «Радость», А.А. Коринфский «Христославы»
1
А.Н.Майков «Христос Воскрес!» А.И. Куприн «Пасхальные
1
колокола»
Саша Черный «Пасхальный визит», К.М.Фофанов «Под напев
1
молитв пасхальных…»
О родной природе (3ч + 1ч)
И.С.Никитин «Лес», К.Г. Паустовский « Клад»
1
Загадки. М.М. Пришвин «Река»., В.П. Астафьев «Ночь тѐмная –
тѐмная», В.Г. Распутин «Горные речки»
И.П. Токмакова « Туман», В.П. Астафьев «Зорькина песня»
Проверочная работа по разделу «Россия – родина моя»
9
1
1
1