Родная литература (русская) 10 класс
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями),
- Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованной Министерством образования РФ , 5-е издание - М.:
«Просвещение», 2010 г.
- Примерные программы по учебным предметам. Литература10-11.- М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения)
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования и положения проекта Примерной основной
образовательной программы среднего образования (2016)
- Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ (от 9 апреля 2016г. №637-р)
- Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы
среднего общего образования
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ « Школа № 11 им. А.В.Преснякова г. Феодосии Республики Крым».
Целью реализации образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русская родная литература является освоение
предмета « Русская родная литература» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС
СОО.
Цель литературного образования определяет его задачи:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий.
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая
Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы способствует достижению личностных результатов:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир».
Реализация программы нацелена на достижение метапредметных результатов:
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
-создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа;
- определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей
семьи;
- основам прогнозирования;
- отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты изучения учебного предмета "Родная литература ( русская) "
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие
темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);
- в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- в устной и письменной форме давать объективное изложение текста, характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или
идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного
художественного мира произведения;
- обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанрово-родовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения, место и время действия; способы изображения действия и его развития, способы введения
персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его
частей определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя (например, выбор зачина и концовки
произведения, открытого или закрытого финала, противопоставлений в системе образов персонажей и пр.);
- анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо
заявлено в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные
произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и
понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной
библиотеки, интернет-ресурсов и т. д.).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт
авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей,
психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведений (например, кино- или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст;
— узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;
— узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
— узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой;
— анализировать произведения современной литературы;
— рассматривать книгу как нравственный ориентир;
— свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды
литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч.
2. Содержание учебного предмета
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление
личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
Даль Владимир Иванович (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского языка», сказки.
Темы «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»
Ф.М. Достоевский Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина.
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и
доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
И.С.Тургенев «Первая любовь». Автобиографические мотивы
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»
А.П. Чехов Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и
патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и
идеология).
И.С.Тургенев «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе. Образ главного героя
Д.В. Григорович Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Аксаков Константин Сергеевич, поэзия, публицистика
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и
духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы «Карелия» и «Таинственная капля». «Духовные стихотворения».
И.А.Гончаров. Очерки «Фрегат Паллада». «Русский» путь цивилизации, отличие от европейского пути развития.
В.М. Гаршин Рассказ «Красный цветок»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни
человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Н.С.Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. «Леди Макбет Мценского уезда».
Г.И. Успенский Эссе «Выпрямила»
3. Тематическое планирование
№ Название разделов
1
2
3
4
Личность
Личность и семья
Личность –общество-государство
Личность – природа-цивилизация
Всего
часов
6
9
5
5
Контрольная
работа
5
6
Личность-история-современность
Литературный Крым
Итого:
7
2
34
4.Календарно-тематический план. Родная литература (русская) 10 класс
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Личность 6 ч.
1.
2.
Даль В.И. «Толковый словарь великорусского языка»: человек-мыслитель и
человек-деятель.
Нравственная основа сказок В.И.Даля
1
3.
Темы «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» 1
4.
Прием самоиронии в рассказе
1
5.
Ф.М.Достоевский «Идиот» (обзор). Человек перед судом своей совести
1
6.
Конфликт долга и чести: образ князя Мышкина
1
1
Личность и семья 9ч.
7.
И.С.Тургенев «Первая любовь». Автобиографические мотивы
1
8.
Душевные переживания юного героя
1
9.
Особенности драматургии А.В.Сухово-Кобылина. Трилогия «Свадьба Кречинского»
1
10.
Семейные и родственные отношения в комедии
1
11.
Место человека в обществе. Л.Толстой «Смерть Ивана Ильича»
1
12.
Истинные и ложные ценности в повести Л.Толстого « Отец Сергий»
1
13.
1
14.
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П.Чехова.
«Любовь»
Рассказы «Душечка», «Попрыгунья»
15.
А.П.Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности
1
1
Дата
План
Примечание
Факт
Личность – общество – государство 5ч.
16.
И.С.Тургенев «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе
1
17.
Образ главного героя
1
18.
19.
Д.В.Григорович «Гуттаперчивый мальчик»: влияние социальной среды на личность
1
человека
Гражданственность и патриотизм в публицистике К.С.Аксакова
1
20.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений
Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.
Личность-природа-цивилизация 5ч.
1
21.
1
22.
Проблемы освоения и покорения природы в поэзии Ф.И.Глинки. «Душевные
стихотворения»
И.А.Гончаров. Очерки «Фрегат Паллада»
1
23.
«Русский» путь цивилизации, отличие от европейского в очерках
1
24.
Поэтика рассказов В.М.Гаршина. «Красный цветок»
1
25.
Проблемы и вызовы цивилизации в рассказах В.М.Гаршина
1
Личность-история-современность 7ч.
26.
Н.С.Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип
1
27.
Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа
1
28.
Н.С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда»
1
29.
Особенности творчества Г.Успенского. Эссе «Выпрямила»
1
30.
Рассказ Г.И.Успенского «Пятница»
1
31-32
Семинар «Основные проблемы и темы художественной и публицистической
литературы 19 века»
Литературный Крым 2ч.
2
33
1
34
И.Бунин. «Байарская долина», «На морском берегу», «Свет над морем»,
«Чатырдаг», «Учан-Су», «Сиваш», «Ялта»
В.Набоков «Ялтинский мол»
34 ч. В т.ч. семинар 2 ч.
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)