Родной язык (русский) (с приложением рабочих программ)
Программа учебного предмета «Родной язык (русский)»
разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в
которых федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка
предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание
программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка,
обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского
родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в
разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс родного язык (русского) направлен на достижение следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
- воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
- овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Русский язык является государственным
языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения
народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь
приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим
русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной
культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и
выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является
важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории.
Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически
мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности,
умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей,
извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство
познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому
родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Важнейшими задачами курса являются:
- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.