Решаем вместе
Есть вопрос?

Коррекционно-развивающая программа

1. Пояснительная записка
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения
обучающихся с РАС. Курс «Формирование коммуникативного поведения» направлен на исправление различных типичных
недостатков психологического развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей,
относимых к этой группе.
В частности, занятия разработанного курса «Формирование коммуникативного поведения» способствуют
развитию
эмоционально-личностной сферы и коррекции её недостатков, развитию познавательной деятельности, преодолению
коммуникативных барьеров и поддержку в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы.
Программа разработана в соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования, Концепцией духовнонравственного развития и Федеральным
государственным образовательным
стандартом начального общего образования с
учётом ФГОС НОО обучающихся с РАС. Теоретико-методологическим обоснованием программы являются труды: Л.С. Выготского,
С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали
общение как важное условие психического развития ученика, его социализации и индивидуализации, формирования личности,
положение А.Н. Леонтьева о принципе
единства сознания и деятельности, а также труды П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А.
Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается
прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и
воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает правомерный акцент на достижение
обучающимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Содержание психокоррекционных
занятий в разработанной программе подобрано с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с РАС, перечисленных во
ФГОС НОО, получивших рекомендацию обучения по варианту 8.2.
Курс «Формирование коммуникативного поведения» разработан на основе Адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования МБОУ «Школа №11 им.А.В.Преснякова» (вариант 8.2.) в соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, Уставом школы.
Цель коррекционной работы: формировании и активизации навыков вербальной и невербальной коммуникации у
обучающихся c РАС в различных социальных ситуациях, подготовке к жизни в современном обществе.
Задачи:
1) формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
2) коррекция
нарушений
аффективного,
сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития,
дезадаптивных форм поведения;
3) активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных
высказываниях;
4) развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внеучебной деятельности.

Коррекционный курс основывается на следующих методах:
- метод «сопровождающего обучения» – использование повседневных естественно возникающих ситуаций в процессе обучения,
осуществляющегося с учетом личных интересов и потребностей ребенка;
- использование системы подкреплений;
- использование альтернативных коммуникативных систем:
 социальные игры (имитационные игры, игры с переходом ходов, хороводные, игры, игры перед зеркалом, ролевые игры);
 упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках);
 проведение индивидуальных бесед на доступном для ребенка уровне;
Основные направления работы
1. Формирование коммуникативных функций:
- умения выражать просьбы/требования с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации;
- социальной ответной реакции: реакции на имя, умения выразить отказ, ответить на приветствие, дать утвердительный ответ,
согласиться, отвечать на личные вопросы и комментарии других людей;
- навыков комментирования и сообщения информации: умения дать комментарий в ответ на неожиданное событие, называть
окружающие предметы, близких людей, персонажей из детских книг, мультфильмов;
- умения
использовать
притяжательное местоимение
«мой» для обозначения собственности, описывать
действия, местонахождение, свойства и качества объектов, а также более сложные навыки – описание прошедших и будущих событий;
- навыка запроса информации: умения привлечь внимание другого человека, задавать вопросы с целью получения
интересующей информации;
- расширения понимания обращенной речи;
- накопления и активизации активного и пассивного словаря.
2. Формирование социо-эмоциональных навыков:
- навыков адекватного выражения эмоций и сообщения о своих чувствах с использованием вербальных и невербальных средств
коммуникации;
- навыков социального поведения: умения проявить вежливость, поделиться чем-либо, выразить чувство привязанности,
оказать помощь другим людям, утешить их, когда они расстроены и т.д.;
3. Формирование диалоговых навыков:
1)вербальных диалоговых навыков: умения инициировать и завершить диалог стандартной фразой; разъяснить ситуацию или
проявить настойчивость, повторяя сообщение; поддержать разговор:
делясь информацией с собеседником; - организованный собеседником;
при помощи обратной связи; на разные темы;
2)невербальных диалоговых навыков:
умения
разговаривать, повернувшись лицом к собеседнику; соблюдать
дистанцию по отношению к говорящему; регулировать громкость голоса в зависимости от окружающей обстановки; ждать
подтверждения слушающего перед тем, как продолжить сообщение.

Принципы построения программы
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принцип приоритетности интересов
обучающегося определяет отношение
работников
организации,
которые
призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии
с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности-обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач,
направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с
учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их
особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов
психолого-педагогического и медицинского
блока
в
деятельности
по
комплексному
решению
задач коррекционновоспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы,
оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
2.

Общая характеристика курса

Наблюдения
и
опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывают большие трудности
в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с РАС с т рудом приспосабливаются к окружающему миру, у них
страдают навыки самообслуживания, с большим
трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентировки в общественной
жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения,
навыки
поведения
в общественных местах.
Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение
обучающихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства
детей есть проблемы с общением с другими людьми.
Специфика коммуникативной деятельности
младших
школьников проявляется в задержке языкового развития,
трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в
недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность
мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточноеразвитие
вербальной и
невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного
поведения.
Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС, овладения ими знаниями и умениями,
обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых
ситуациях
в
структуру
учебного
плана введен коррекционный
курс «Формирование
коммуникативного
поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.

Роль коррекционного курса заключается в формировании у обучающихся с расстройством аутистического спектра готовности к
обучению в рамках общеобразовательной
школы. Значимость коррекционного
курса для обучающихся
обусловлена их особыми образовательными потребностями.
Коррекционный курс рассчитана на обучающихся 1- классов (вариант 8.2). Занятия подразумевают совместную работу с
обучающимися на индивидуальном
занятии, максимально возможную самостоятельную деятельность обучающегося на занятии,
исходя из индивидуальной структуры дефекта, работу в паре и групповые занятия, составляющие 20- 25 минут.

3.

Описание места курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на детей 1 классов, обучающихся по АООП НОО 8.2. Коррекционно-развивающая программа
рассчитана на 1 год обучения по 2 часа в неделю, 1 класс – 66 часов (33 недели), Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность
занятий при индивидуальной форме работы 20-25 минут.
4.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценностными ориентирами содержания коррекционного курса являются следующие:
1.
Признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся с РАС организацию
познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
2.
Признание того, что социальное и личностное развитие обучающихся с РАС зависит от характера организации в
образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
3.
Эмоциональное и личностное развитие обучающихся с РАС, отвечающее требованиям современного общества,
обеспечивающим возможность их успешной социальной адаптации;
4.
Разработку содержания и технологий образования обучающихся с РАС, определяющих пути и способы достижения
ими социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их возможностей и особых
образовательных потребностей;
5.
Ориентацию на результаты образования, рассматриваемые как общекультурное и личное развитие обучающегося с
РАС, что составляет цель и основной результат образования;
6.
Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и
взаимодействия участников образовательного процесса в реализации права обучающихся с РАС на свободный выбор мнений
и убеждений, развитии способностей каждого обучающегося, формировании и развитии его личности в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
7.
Учет возрастных, специфических и индивидуальных особенностей, обучающихся с РАС, а также их особых
образовательных потребностей; роли и значения видов деятельности и форм общения для определения результатов освоения
образовательной программы.

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные результаты.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- приобретение начальных навыков адаптации школьному обучению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- сформированность
адекватных
представлений о
собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения,
его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях,
умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния;
- развитие этических чувств, проявление
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Метапредметные результаты
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осуществлять пошаговый контроль по результату,
- учиться работать по предложенному плану,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- адекватно воспринимать предложения и оценку других участников образовательных отношений, товарищей, родителей и
других людей.
Познавательные УУД:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- делать простейшие обобщения;
- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
Коммуникативные УУД:
- учиться вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик);
- использовать
принятые ритуалы социального взаимодействия с ровесниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать ее;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- учиться доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
- договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным
мнением
большинства
в
конфликтных или ситуациях взаимодействия с окружающими.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством
аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты
обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
- выражать свои просьбы, сообщать о своих желаниях, беспокойстве, употреблять «вежливые» слова;
-слушать сказку или рассказ, смотреть мультфильмы или короткие фильмы и отвечать на вопросы учителя;
- принимать участие в обсуждении поступков героя;
- называть предметы и сюжеты, соотносить их с картинками и описывать;
- правильно здороваться и прощаться;
- называть свое имя и фамилию, имена своих ближайших родственников, имена и отчества учителей;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
- слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
Контроль и оценка планируемых результатов.
Планируемый результат:
У обучающегося с расстройством аутистического спектра развивается эмоционально-волевая сфера; произвольная, волевая
регуляция поведения;
Реализация коррекционной программы для детей с расстройством аутистического спектра дает основу для эффективной
адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким
образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

6. Основное содержание коррекционной работы
№
п/п
1

Разделы курса
Диагностика

2

Невербальная
коммуникация

3

Вербальная
коммуникация

4

Моделирование и
разыгрывание
типичных жизненных
ситуаций

Характеристика раздела

Характеристика основных
Примерное содержание
содержательных линий
Система оценки результатов развития познавательных процессов Обучающегося предполагает проведение
диагностик:
Блок знакомства и работы с эмоциями,
Организация совместного
- распознавание различных
формирование их адекватного выражения внимания
эмоциональных состояний
и сообщения о своих чувствах с
Обучение соотнесению
- отслеживать жесты
использованием вербальных и
сигнальных символов, жестов собеседника и правильно их
невербальных средств коммуникации,
с определенными
воспринимать в процессе
формирование навыка социального
последующими действиями
общения
поведения: умения проявить вежливость, Обучение использованию
- демонстрация подходящих к
поделиться чем- либо, выразить чувство
жестовых обращений к другим случаю жестов
привязанности,
-рассматривание разных поз
оказать помощь другим людям, утешить
людей в различных ситуациях
их, когда они расстроены, выразить
- прослушивание звуковых
несогласие в приемлемой форме.
эмоциональных записей - крик,
плач, смех, вскрики,
неразборчивый шёпот с
оттенком тревоги, страха,
радости и других эмоций.
Формирование умения
Подбор нужных этикетных и
обращаться к людям
речевых формул приветствия и
Проигрывание.
прощания, знакомства,
Формулы приветствия,
извинения, просьбы
знакомства, прощания,
извинения, просьбы
Раздел подразумевает развитие умения
Прогнозирование ситуаций
Прогнозирование речевой
выражать просьбы/требования с
Разыгрывание ситуаций
ситуации (рассматривание
использованием вербальных и
(доброта, вежливость):
рисунка)
невербальных средств коммуникации,
Например, Упражнение «Ты
Проигрывание
развитие социальной ответной реакции
гулял во дворе» Упражнение
Ситуаций из реальной
(реакции на имя, умения выразить отказ, «Ты потерял свою игрушку»
ответить на приветствие, дать
Упражнение «Ты поссорился с

утвердительный ответ), отработку
навыков комментирования и сообщения
информации: умения дать комментарий в
ответ на неожиданное событие, называть
окружающие предметы, близких людей,
персонажей из детских книг; умения
использовать притяжательное
местоимение «мой» для обозначения
собственности, описывать действия,
местонахождение,
свойства и качества объектов и пр

другом и теперь хочешь
помириться»

Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3

Содержание
Раздел 1. Невербальная коммуникация
Раздел 2. Вербальная коммуникация
Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций
Всего

Количество
часов
41
14
11
66

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Дата

Темы занятий
Раздел 1. Невербальная коммуникация
Входная диагностика
Упражнение «Кто умеет улыбаться?»
Упражнение «Мимическая гимнастика»
Упражнение «Зеркало». «Обезьянка». «Лица»
Классификация чувств
Классификация жестов (приветствие и прощание)
Классификация жестов (жест рукой, обозначающий несогласие, отказ)
Упражнение. «Это я! Это моё!»
Упражнение «Заколдованный ребёнок»
Упражнение «Вот он какой!»
Рассматривание поз на картинках
Рассматривание поз на картинках
Использование поз с опорой на картинки
Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?»
Классификация чувств
Азбука настроений
Разыгрывание сюжета с использованием жестов
Упражнение «Тише!»
Упражнение «Отдай!»
Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?»
Упражнение «Части тела»
Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»
Тренируем мимику
Этюд на выражение радости и страха
Упражнение «До свидания!»
Упражнение «Я не знаю!»
Классификация жестов (указательный)
Классификация жестов (подзывание к себе с помощью пальчика)

кол-во
часов
41
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Рассматривание поз на картинках
Использование поз с опорой на картинки
Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»
Упражнение «Запомни движения»
Тренируем мимику
Этюд на выражение удивления и огорчения
Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессивность)
Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание
Разыгрывание сюжета с использованием жестов
Тренируем мимику
Этюд на выражение удивления и огорчения
Упражнение «Запомни свою позу»
Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»
Раздел 2. Вербальная коммуникация
Прослушивание эмоциональных записей - радости. Проигрывание
Прослушивание эмоциональных записей –смех. Проигрывание
Изображать животных
Формулы приветствия
Формулы знакомства
Прослушивание эмоциональных записей –плач. Проигрывание
Прослушивание эмоциональных записей –плач. Проигрывание
Формулы прощания
Формулы извинения
Изображать голоса сказочных персонажей
Изображать, как шепчутся листья, как бушует море
«Узнай по интонации»
«Скажи интонацией»
Формулы просьбы
Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций
Прогнозирование ситуаций
Разыгрывание ситуаций (доброта)
Разыгрывание ситуаций (вежливость)
Упражнение «Ты гулял во дворе»
Упражнение «Ты потерял свою игрушку»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1

61
62
63
64
65
66

Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться»
Упражнение «Как отметить праздник в семье»
Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение»
Упражнение «Самое важное для меня»
Упражнение «Как отметить праздник в семье»
Итоговая диагностика

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».