Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от 30.08.2022. Председатель МО Е.А.Голубовская СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Л.В.Сидорова 30.08.2022. Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» Классы: 4-А, 4-Б Количество часов: всего _____34____ часа; в неделю _____1_____ часов; Срок реализации программы, учебный год 2022/2023 Рабочую программу составили: учителя начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Школа № 11 им. А.В. Преснякова от 31.08.2022 № 284 Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Основными задачи: воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; формирование культуры поведения в информационной среде. 2 Учебный курс предназначен для обучающихся 1го класса; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год . Форма организации: дискуссионный клуб. Содержание курса внеурочной деятельности Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: День знаний Наша страна – Россия 165- лет со дня рождения К.Э. Циолковского День музыки День пожилого человека День учителя День отца Международный день школьных библиотек День народного единства 3 Мы разные, мы вместе День матери Символы России Волонтеры День Героев Отечества День Конституции Тема Нового года. Семейные праздники и мечты Рождество День снятия блокады Ленинграда 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского День Российской науки Россия и мир День защитника Отечества Международный женский день 4 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова День воссоединения Крыма с Россией Всемирный день театра День космонавтики. Мы – первые Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками День Земли День Труда День Победы. Бессмертный полк День детских общественных организаций Россия – страна возможностей Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: - становление ценностного отношения к своей Родине – России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; 5 - уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих вред природе. Метапредметные результаты 1) базовые логические действия: - сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; - объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; 6 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; - с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); - прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: - выбирать источник получения информации; 7 - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументировано высказывать свое мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 8 - готовить небольшие публичные выступления; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; 9 2) самоконтроль: - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты Сформировано представление: о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях; символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; 10 нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека; - важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение: к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; - семье и семейным традициям; - учебе, труду и творчеству; - своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; - природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: 11 - к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; - общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; - государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; - природе, природным явлениям и формам жизни; - художественному творчеству. Сформированы умения: - устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; - проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; - соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. 12 Тематическое планирование № Тема занятия Сентябрь 1 День знаний. Зачем человеку знания? 2 Что мы Родиной зовем? 3 Мечтаю летать Я хочу увидеть музыку Октябрь 5 О наших бабушках и дедушках 6 Мой первый учитель 7 День отца 4 8 Я и моя семья Форма проведения занятия Часы Викторина 1 ЦОР/ЭОР Дата План school-collection.edu.ru/collection/ 05.09 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm Работа с 1 интерактивной картой Работа с 1 интерактивными карточками Музыкальный 1 конкурс талантов Семейные истории 1 apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 12.09 19.09 26.09 school-collection.edu.ru/collection/ 03.10 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm Групповая работа 1 Творческая мастерская Строим семейное древо 1 17.10 1 24.10 apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 13 10.10 факт Ноябрь 9 День народного единства 10 Память времен 11 День матери 12 Что такое герб? Декабрь 13 Доброта – дорога к миру 14 Герои Отечества разных исторических эпох 15 День Конституции 16 Умеем ли мы мечтать? Январь 17 Светлый праздник Рождества 18 Ленинград в дни блокады Работа с интерактивной картой Викторина Творческая мастерская Работа с интерактивными карточками 1 school-collection.edu.ru/collection/ 08.11. 1 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm 14.11 21.11 Мультконцерт 1 school-collection.edu.ru/collection/ 05.12 Работа с галереей героев 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm 12.12 Эвристическая беседа 1 19.12 Конкурс рисунков 1 26.12 Творческая работа: елочная игрушка 1 apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 1 28.11 apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ school-collection.edu.ru/collection/ 16.01 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm Работа с книжным текстом 1 apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 14 23.01 Кто такие скоморохи? Февраль 20 Российские Кулибины 21 Россия и мир 22 Есть такая профессия – Родину защищать 23 Семейные ценности Март 24 Поговорим о наших мамах 25 Что такое гимн? 19 Путешествие по Крыму 27 Я иду … в театр Апрель 28 О жизни и подвиге Юрия Гагарина 22 Память прошлого 30 Заповедники России 26 Интерактивные карточки 1 Викторина 1 Викторина 1 Обсуждение фильма о 1 войне 30.01 school-collection.edu.ru/collection/ 06.02 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm 13.02 20.02 apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ Обсуждение семейных традиций 27.02 Творческая работа: рисунок Работа с книжным текстом Виртуальная экскурсия Чтение по ролям 1 school-collection.edu.ru/collection/ 06.03 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm 13.03 1 apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 20.03 Обсуждение фильма «Гагарин. Первый в космосе» Конкурс стихов Виртуальная экскурсия 1 1 27.03 school-collection.edu.ru/collection/ 03.04 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm 1 1 apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 15 10.04 17.04 31 День труда. Герои мирной жизни Май 32 Дети – герои Великой Отечественной войны 33 День детских общественных организаций 34 Мои увлечения Беседа с ветеранами труда 1 Встреча с ветеранами 1 24.04 school-collection.edu.ru/collection/ 15.05 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm Работа с видеоматериалами 1 Творческий конкурс 1 apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 22.05 29.05 16