Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
протокол № 1
от 30.08.2022.
Председатель МО Е.А.Голубовская
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Л.В.Сидорова
30.08.2022.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
Классы: 4-А, 4-Б
Количество часов: всего _____34____ часа; в неделю _____1_____ часов;
Срок реализации программы, учебный год
2022/2023
Рабочую программу составили: учителя начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Школа № 11
им. А.В. Преснякова
от 31.08.2022 № 284
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных
тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основными задачи:
воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе
национальных ценностей;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры
родного края, России;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность
участия в коллективной деятельности;
формирование культуры поведения в информационной среде.
2
Учебный курс предназначен для обучающихся 1го класса; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год .
Форма организации: дискуссионный клуб.
Содержание курса внеурочной деятельности
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам,
годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
День знаний
Наша страна – Россия
165- лет со дня рождения К.Э. Циолковского
День музыки
День пожилого человека
День учителя
День отца
Международный день школьных библиотек
День народного единства
3
Мы разные, мы вместе
День матери
Символы России
Волонтеры
День Героев Отечества
День Конституции
Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
Рождество
День снятия блокады Ленинграда
160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
День Российской науки
Россия и мир
День защитника Отечества
Международный женский день
4
110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики. Мы – первые
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
День Земли
День Труда
День Победы. Бессмертный полк
День детских общественных организаций
Россия – страна возможностей
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
-
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
-
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
5
-
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
-
признание индивидуальности каждого человека;
-
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
-
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
-
бережное отношение к природе;
-
неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты
1) базовые логические действия:
-
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
-
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
-
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного педагогическим работником алгоритма;
6
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или
знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных
педагогическим работником вопросов;
-
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения
(опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
-
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
-
выбирать источник получения информации;
7
-
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
-
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
-
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
-
признавать возможность существования разных точек зрения;
-
корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
-
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
-
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
8
-
готовить небольшие публичные выступления;
-
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах)
в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-
ответственно выполнять свою часть работы;
-
оценивать свой вклад в общий результат;
-
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
-
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
-
выстраивать последовательность выбранных действий;
9
2) самоконтроль:
-
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
-
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших
законах; о базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором
находится образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и
обязанностях гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и
важнейших событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре
нашей страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино,
телевизионных передач, рекламы;
10
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и
общества;
-
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного),
социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и
физической красоте человека;
-
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и
культуре;
-
семье и семейным традициям;
-
учебе, труду и творчеству;
-
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
11
-
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
-
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
-
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
-
природе, природным явлениям и формам жизни;
-
художественному творчеству.
Сформированы умения:
-
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным
поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
12
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Сентябрь
1
День знаний.
Зачем человеку
знания?
2
Что мы Родиной
зовем?
3
Мечтаю летать
Я хочу увидеть
музыку
Октябрь
5
О наших
бабушках и
дедушках
6
Мой первый
учитель
7
День отца
4
8
Я и моя семья
Форма проведения
занятия
Часы
Викторина
1
ЦОР/ЭОР
Дата
План
school-collection.edu.ru/collection/
05.09
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
Работа с
1
интерактивной картой
Работа с
1
интерактивными
карточками
Музыкальный
1
конкурс талантов
Семейные истории
1
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
12.09
19.09
26.09
school-collection.edu.ru/collection/
03.10
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
Групповая работа
1
Творческая
мастерская
Строим семейное
древо
1
17.10
1
24.10
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
13
10.10
факт
Ноябрь
9
День народного
единства
10 Память времен
11 День матери
12
Что такое герб?
Декабрь
13 Доброта – дорога
к миру
14 Герои Отечества
разных
исторических
эпох
15 День
Конституции
16 Умеем ли мы
мечтать?
Январь
17 Светлый
праздник
Рождества
18 Ленинград в дни
блокады
Работа с
интерактивной картой
Викторина
Творческая
мастерская
Работа с
интерактивными
карточками
1
school-collection.edu.ru/collection/
08.11.
1
1
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
14.11
21.11
Мультконцерт
1
school-collection.edu.ru/collection/
05.12
Работа с галереей
героев
1
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
12.12
Эвристическая беседа
1
19.12
Конкурс рисунков
1
26.12
Творческая работа:
елочная игрушка
1
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
1
28.11
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
school-collection.edu.ru/collection/
16.01
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
Работа с книжным
текстом
1
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
14
23.01
Кто такие
скоморохи?
Февраль
20 Российские
Кулибины
21 Россия и мир
22 Есть такая
профессия –
Родину защищать
23 Семейные
ценности
Март
24 Поговорим о
наших мамах
25 Что такое гимн?
19
Путешествие по
Крыму
27 Я иду … в театр
Апрель
28 О жизни и
подвиге Юрия
Гагарина
22 Память прошлого
30 Заповедники
России
26
Интерактивные
карточки
1
Викторина
1
Викторина
1
Обсуждение фильма о 1
войне
30.01
school-collection.edu.ru/collection/
06.02
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
13.02
20.02
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
Обсуждение
семейных традиций
27.02
Творческая работа:
рисунок
Работа с книжным
текстом
Виртуальная
экскурсия
Чтение по ролям
1
school-collection.edu.ru/collection/
06.03
1
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
13.03
1
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
20.03
Обсуждение фильма
«Гагарин. Первый в
космосе»
Конкурс стихов
Виртуальная
экскурсия
1
1
27.03
school-collection.edu.ru/collection/
03.04
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
1
1
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
15
10.04
17.04
31
День труда.
Герои мирной
жизни
Май
32 Дети – герои
Великой
Отечественной
войны
33 День детских
общественных
организаций
34 Мои увлечения
Беседа с ветеранами
труда
1
Встреча с ветеранами
1
24.04
school-collection.edu.ru/collection/
15.05
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
Работа с
видеоматериалами
1
Творческий конкурс
1
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
22.05
29.05
16