МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 11 им.А.В.Преснякова Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании МО гуманитарнофилологических дисциплин Руководитель МО ______________ Л.М.Асанова протокол № 1 от 31.08.2022 СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________ Л.В.Сидорова УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ школа № 11 им.А.В.Преснякова ______________В.П. Горбач Приказ от 31.08.20212№ 284 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» Класс ы: 9-б, 9-к Количество часов: всего ___34__часа; в неделю ___1__час; Срок реализации программы, учебный год 2022/2023 Рабочую программу составили: учитель истории, руководитель МО Асанова Л.Р. Рабочая программа курса по обществознанию для 9 класса «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» составлена на основе: - Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9 кл.), утвержденного приказом Минобрнауки России - изменениями в ФГОС ООО, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г.; - Примерной ООП ООО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); - Демонстрационных вариантах контрольных измерительных материалов ОГЭ 2022 гг. по обществознанию; - Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году ОГЭ по об ществознанию; - Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году ОГЭ по обществознанию; - авторских программ «Обществознание 5-9 классы», авторы – составители: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Москва, издательство «Просвещение», 2019г., - Авторской программы «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» Александрова С.В. ЭНМС CПб АППО. Протокол № 3 от 06.10.2014 г. - Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) www.idppo.uu.ru; - Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010.- 94с. (Стандарты второго поколения). Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук: философия, социология, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии, права и другие. Оно сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Именно этим оно привлекает учащихся. В 9 классе целью предпрофильной подготовки обучающихся является выбор дальнейшей образовательной траектории. Структура и содержание курса «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» составлена в соответствии с профильным направлением класса, который предстоит выбрать выпускникам. Цель изучения предмета: Углубление и расширение знаний учащихся в предметной области «Обществознание», помочь выпускникам основной школы определиться в дальнейшем с профилем обучения в средней школе. Задачи изучения предмета: повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения; формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности учащихся к ОГЭ; развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно- познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания. Принципы реализации программы: - учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся; - комплексный подход при разработке занятий; - вариативность содержания и форм проведения занятий; - научность, связь теории и практики; - систематичность и последовательность. Формы работы: индивидуальная, групповая. формы и методы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации определено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использование активные и интерактивные методы обучения. Ключевые содержательные позиции каждой линии будут рассмотрены на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. При проведении семинарских занятий будет уделено внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках. Практические занятия будут направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов будет уделено отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия будут ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний. Будет организована личностно-ориентированная работа по овладению программой курса, учитывающая пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика; с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля будет фиксироваться продвижение каждого ученика по пути достижения целей курса. Реализация данной программы может осуществляться с опорой на учебно-справочное пособие: П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ОГЭ», М.:Астрель, 2022, открытий банк заданий по обществознанию – http://fipi.ru/ Открытый банк заданий ОГЭ. На изучение курса по обществознанию «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» в 9 классе отводится 1 час в неделю, то есть 34 часа в учебный год. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1. Обществознание. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений: под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение 2. Обществознание. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений: под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение 3. Баранов П.А.Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ», М.: Астрель, 2022г. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: мотивация на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждѐнности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: - использование элементов причинно-следственного анализа; - исследование несложных реальных связей и зависимостей; - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; - выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); - выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - подкрепление изученных положений конкретными примерами. умение оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учѐтом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; умение и потребность выполнять в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; умение определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Предметные результаты: относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно еѐ воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приѐмами и техниками преодоления конфликтов. СОДЕРЖАНИЕ (34 часа) Введение (1 ч.) Раздел 1. Человек и общество (5 ч.) Тема 1. Человек и общество. (1 ч.) Человек и человечество, личность. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Тема 2. Личность. Особенности подросткового возраста. (1 ч.). Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и еѐ основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение Решение задач (3 ч.). Раздел 2. Сфера духовной культуры(5 ч.) Тема 1. Сфера духовной культуры (1 ч.). Сфера духовной культуры и еѐ особенности. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Тема 2. Наука в жизни современного общества (1 ч.). Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Решение задач (3 ч.) Раздел 3. Экономика (5 ч.) Тема 1. Экономика (1 ч.). Экономика, еѐ роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Тема 2. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда (1 ч.). Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Решение задач (3 ч.) Раздел 4. Социальная сфера (5 ч.) Тема 1. Социальная сфера (1 ч.). Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни Тема 2. Социальный конфликт и пути его решения (1 ч.). Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Решение задач (3 ч.) Раздел 5. Сфера политики и социального управления (5 ч.) Тема 1. Сфера политики и социального управления (1 ч.). Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Тема 2. Выборы. Референдум. Политические партии и движения. (1 ч.) . Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство. Решение задач (3 ч.). Раздел 6. Право (5 ч.) Тема 1. Право (1 ч.) Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Тема 2. Правоохранительные органы. Судебная система. (1 ч.) Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребѐнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружѐнных конфликтов. Решение задач (3 ч.) Резерв (на решение задач) – 3 часа. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тематическое планирование Тема занятия Введение Раздел 1. Человек и общество Раздел 2. Сфера духовной культуры Раздел 3. Экономика Раздел 4. Социальная сфера Раздел 5. Сфера политики и социального управления Раздел 6. Право Резерв (решение задач) Всего Кол-во часов 1 5 5 5 5 5 5 3 34