Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от 30.08.2022. Председатель МО Е.А.Голубовская СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Л.В.Сидорова 30.08.2022. Рабочая программа внеурочной деятельности «Крымоведение» Классы: 3-А Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1_____ часов; Срок реализации программы, учебный год 2022/2023 Рабочую программу составили: учителя начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Школа № 11 им. А.В. Преснякова от 31.08.2022 № 284 I. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Крымоведение» разработана в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями); Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»); Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»; Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год»; Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 №2017/01-14 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2022/2023 учебный год». авторской программой А.Н. Рудякова, Л.В. Наумовой, А.В. Супрычевым «Крымоведение» (Крымоведение, Примерная образовательная программа учебного курса для начальной школы, 2-4 классы, Симферополь, 2017 г.); учебного плана МБОУ школа №11 им. А.В. Преснякова на 2022-2023 учебный год. Актуальность и обоснованность курса «Крымоведение» в начальной школе предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы патриотизма и экологической культуры. Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать 2 на уроках. Связь с ближайшим природным и социально-культурным окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение», одной из основных задач которого является привитие обучающимся навыков поведения в природе, наблюдательности, заинтересованности экологическими и народнохозяйственными проблемами. Являясь комплексным учебным курсом, осуществляющим тесные межпредметные связи, «Крымоведение» призвано заложить важные основы для успешного последующего изучения целого ряда школьных предметов. Использование краеведческого изучения территории позволяет строить преподавание на основе дидактического правила, обеспечивающего максимальную доступность и наглядность обучения: «от простого – к сложному, от близкого – к далекому». Спецификой данного курса является: • интеграция с изучаемыми предметами в начальной школе; • цикличный принцип построения программы, когда знания детей расширяются и пополняются в каждом классе, что выражается в обязательных тематических линиях (разделах) программы; • формирование расширенных представлений об уникальности Крымского полуострова; • приобретение дополнительных знаний о многообразии и целостности природного и историко-культурного наследия Крыма; • учет возрастных и психологических особенностей младших школьников; • направленность курса на воспитательный эффект. Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода. Задачи: • сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова; • раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края; • развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи; • формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Программа внеурочной деятельности «Крымоведение» рассчитана в 3 классе на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели). II. Планируемые результаты освоения курса 3 класс • • • • Личностные результаты: формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма; формирование целостного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе; 3 • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма. Метапредметные результаты: • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета; • освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера; • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме. • • • • • • Предметные результаты: формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; воспитание любви к крымской природе, ее уникальности; формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме; воспитание чувства гордости за Республику Крым. В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения: • пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме; • осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет; • работать со справочно-энциклопедическими изданиями; • использовать полученные знания в жизни. 4 В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения: • пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме; • осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет; • работать со справочно-энциклопедическими изданиями; • использовать полученные знания в жизни. Содержание курса 3 класс Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона». Введение Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова «Крымчане– это звучит гордо!». «Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…». «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!». Цели и задачи курса. Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города. Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» «По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий. III. 5 Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы. Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы. Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы. Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор». Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные. «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы. Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. IV. № 1. 2. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема Количество часов 3 класс Введение. «Волшебный край, очей отрада…» Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» 6 1 4 17 4. 5. 6. Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» Итого 4 4 4 34 Формы организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности: 1) индивидуальная работа; 2) фронтальная работа; 3) групповая форма работы. Методы и средства обучения: словесные – рассказ, объяснение, беседа; наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций; практические – выполнение практических заданий, игр, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала. V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРС «КРЫМОВЕДЕНИЕ» 3- А класс 1ч в неделю // 34 ч в год № п/п Количест во часов Тема урока Дата план факт 1. Введение (1ч) Введение. «Волшебный край, очей отрада…» «Крым – орден на груди планеты Земля» (4ч) 1ч 02.09 2 Крым в составе Российской Федерации. 1ч 09.09 7 Примечание 3 Главные особенности географического положения Крыма. 1ч 16.09 4 Формирование понятий «полуостров», «пролив». 1ч 23.09 5 Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). «Природные особенности и богатства Крыма» (17ч) 1ч 30.09 6 Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. 1ч 07.10 7 Ущелья, каньоны, овраги, балки. 1ч 14.10 1ч 21.10 1ч 28.10 1ч 11.11 8 Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. 9 Водный мир Крыма: реки, водопады. 10 Водный мир Крыма: реки, водопады. 11 Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова. 1ч 18.11 12 Охрана почвы от ветра, оползней и других стихий. 1ч 25.11 13 1ч 02.12 1ч 09.12 1ч 16.12 16 Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Проект «Редкие растения Крыма». 1ч 23.12 17 Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. 1ч 30.12 14 15 8 1ч 13.01 1ч 20.01 Охрана растений и животных. Красная книга. 1ч 27.01 21 Чѐрное море. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. 1ч 03.02 22 Чѐрное море. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. 1ч 10.02 18 Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. 19 Проект «Самые крупные и самые маленькие животные полуострова». 20 «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4ч) 23 Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. 1ч 17.02 24 Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). 1ч 03.03 1ч 10.03 26 Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. 1ч 17.03 27 «Историко-культурное наследие Крыма» (4ч) Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. 1ч 31.03 28 Древние города Крыма. 1ч 07.04 29 Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. 1ч 14.04 30 Проект «Я пишу о Крыме. Крымские святыни». 1ч 21.04 25 31 32 «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4ч) Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. 9 1ч 28.04 1ч 05.05 33 Проект «Культурные растения крымских садов и полей». 34 «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. 10 1ч 12.05 1ч 19.05