Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от 30.08.2022. Председатель МО Е.А.Голубовская СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Л.В.Сидорова 30.08.2022. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Школа № 11 им. А.В. Преснякова от 31.08.2022 № 284 Рабочая программа внеурочной деятельности «Крымоведение» Классы: 1-Б Количество часов: всего _____33____ часов; в неделю _____1_____ часов; Срок реализации программы, учебный год 2022/2023 Рабочую программу составила учитель начальных классов Кимирчук Е.М. 1 Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Крымоведение» разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями), авторской программой А.Н. Рудякова, Л.В. Наумовой, А.В. Супрычевым «Крымоведение» (Крымоведение, Примерная образовательная программа учебного курса для начальной школы, 2-4 классы, Симферополь, 2017 г.). Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода. Задачи: • сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова; • раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края; • развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи; • формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Программа внеурочной деятельности «Крымоведение» рассчитана на 1 год обучения (1 класс) – 33 часа Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Крымоведение» Личностные универсальные учебные действия • формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма; 2 • формирование целостного взгляда на мир; • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы Метапредметные результаты: • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета; • освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера; • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме. Предметные результаты: • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова; • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи; • освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; • воспитание любви к крымской природе, ее уникальности; 3 • формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме; • воспитание чувства гордости за Республику Крым. В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения: • пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме; • осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет; • работать со справочно-энциклопедическими изданиями; • использовать полученные знания в жизни Содержание учебного предмета Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона». Введение Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова «Крымчане– это звучит гордо!». «Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…». «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!». Цели и задачи курса. Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. 4 Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города. Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» «По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий. Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы. Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы. Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы. Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). 5 Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор». Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные. «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы. Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема Количество часов 1. Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» 1 2. Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» 3 3. Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» 16 4. Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» 4 6 5. Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» 5 6. Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» 4 Итого 33 7 Календарно-тематическое планирование, 1 класс (33 ч.) № Дата По плану Фактиче ски Тема урока 5 Вводное занятие (1 час). Визитная карточка уникальных особенностей Крымского 01.09 полуострова. «Крымчане – это звучит гордо!». «Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…». «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!». Цели и задачи курса. Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (3 часа) Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная 08.09 символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные 15.09 особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. Крым на карте России и мира. Знакомство с основными 22.09 административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города. Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»(16 часа) «По горам, по долам…». Рельеф полуострова. 29.09 6 06.10 Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки. 7 13.10 Крымские вулканы и гейзеры. 8 20.10 Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. 9 27.10 10 10.11 11 17.11 12 24.11 13 01.12 14 08.12 15 15.12 16 22.12 Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий. Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и 1 2 3 4 8 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. 12.01 Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и 19.01 пресноводные рыбы. Охрана растений и животных. Красная книга. Природно26.01 заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы. Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный 02.02 растительный и животный мир. Экологические проблемы. Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4 часа) Экскурсия, путешествие, туризм. 09.02 Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. 02.03 Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить 09.03 школьный двор». Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (5 часов) Археологические и исторические памятники. Важнейшие 16.03 исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. 23.03 Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и 06.04 художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». 13.04 Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». 20.04 Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4 часа) Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные 27.04 промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения 04.05 крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные. «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, 11.05 лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы. Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. 18.05 Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. 16.02 9