Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
протокол № 1
от 30.08.2022.
Председатель МО Е.А.Голубовская
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Л.В.Сидорова
30.08.2022.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Школа № 11
им. А.В. Преснякова
от 31.08.2022 № 284
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Крымоведение»
Классы: 1-Б
Количество часов: всего _____33____ часов; в неделю _____1_____ часов;
Срок реализации программы, учебный год
2022/2023
Рабочую программу составила учитель начальных классов Кимирчук Е.М.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Крымоведение» разработана в соответствии
с Федеральным
законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным
стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (с изменениями), авторской программой А.Н. Рудякова, Л.В. Наумовой, А.В. Супрычевым «Крымоведение» (Крымоведение,
Примерная образовательная программа учебного курса для начальной школы, 2-4 классы, Симферополь, 2017 г.).
Цель:
заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме
на основе краеведческого подхода.
Задачи:
•
сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова;
•
раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края;
•
развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;
•
формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Программа внеурочной деятельности «Крымоведение» рассчитана на 1 год обучения (1 класс) – 33 часа
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Крымоведение»
Личностные универсальные учебные действия
•
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою
Родину, родной край, историю Крыма;
2
•
формирование целостного взгляда на мир;
•
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
•
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям Крыма.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
Метапредметные результаты:
•
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных,
исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
•
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;
•
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
•
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
•
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова;
•
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
•
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
•
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
3
•
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения
дополнительной информации о Крыме;
•
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый
уровень их развития, который характеризуется как умения:
•
пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
•
осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет;
•
работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
•
использовать полученные знания в жизни
Содержание учебного предмета
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля»,
«Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма»,
«Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение
Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова «Крымчане– это звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
Цели и задачи курса.
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие
крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты.
4
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма.
Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и
гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные
ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и
неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма.
Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые
крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными,
пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи
природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
5
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций
(землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты:
музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и
художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о
Крыме».
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма.
Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Количество
часов
1.
Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…»
1
2.
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
3
3.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
16
4.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
4
6
5.
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
5
6.
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
4
Итого
33
7
Календарно-тематическое планирование, 1 класс (33 ч.)
№
Дата
По плану Фактиче
ски
Тема урока
5
Вводное занятие (1 час).
Визитная карточка уникальных особенностей Крымского
01.09
полуострова. «Крымчане – это звучит гордо!». «Прекрасны Вы –
брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
Цели и задачи курса.
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (3 часа)
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная
08.09
символика: герб, флаг и гимн Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные
15.09
особенности географического положения Крыма. Моря,
омывающие крымские берега, береговая линия полуострова.
Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными
22.09
административными единицами (город, село). Мой регион на
карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»(16 часа)
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова.
29.09
6
06.10
Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки.
7
13.10
Крымские вулканы и гейзеры.
8
20.10
Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры.
9
27.10
10
10.11
11
17.11
12
24.11
13
01.12
14
08.12
15
15.12
16
22.12
Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные
ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных
условий на территории Крымского полуострова.
Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила
безопасного поведения во время чрезвычайных погодных
условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера,
подземные воды. Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее
охрана от ветра, оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах,
первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма.
Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая
аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и
1
2
3
4
8
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы.
Самые крупные и самые маленькие животные полуострова.
12.01
Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые.
Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и
19.01
пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно26.01
заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные
парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный
02.02
растительный и животный мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4 часа)
Экскурсия, путешествие, туризм.
09.02
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы
местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов.
02.03
Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций
(землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя
аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время
экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить
09.03
школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (5 часов)
Археологические и исторические памятники. Важнейшие
16.03
исторические объекты полуострова.
Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры.
23.03
Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои.
Детские крымские поэты и писатели. Литературные и
06.04
художественные
произведения
о
Крыме.
Крымские
периодические издания для детей.
Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
13.04
Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
20.04
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4 часа)
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные
27.04
промышленные предприятия.
Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения
04.05
крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона.
Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры,
11.05
лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей.
18.05
Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова.
16.02
9