Решаем вместе
Есть вопрос?

Занимательный русский язык 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым»

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
протокол № 1
от 30.08.2022.
Председатель МО Е.А.Голубовская

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Л.В.Сидорова
30.08.2022.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Классы: 3-А

Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1_____ часов;

Срок реализации программы, учебный год

2022/2023

Рабочую программу составили: учителя начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Школа № 11
им. А.В. Преснякова
от 31.08.2022 № 284

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Занимательный русский язык» составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждѐн приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);

Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
 Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»;
 Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических
рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»);
 Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;

Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании
учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на
2021/2022 учебный год»;
 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 №2017/01-14 «Методические
рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2022/2023 учебный
год».

авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Л.В. Мищенковой «Юным умникам
и умницам. Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
 Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет
большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку,
лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса:
 развитие лингвистических компетенций учащихся;
2






формирование любви и уважения к русскому языку;
развитие познавательных способностей младших школьников;
развитие творческих способностей младших школьников;
расширение кругозора учащихся.

Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на
закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление
к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти,
внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми
элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого
интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
1) Работа над темой занятия.
2) «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также
проведение физминутки).
3) Продолжение работы над темой.
4) «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в
конкурсе «Русский медвежонок»).
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем
отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
Программа рассчитана в 3 классе на 34 учебных часа ,1 час в неделю.
II. Планируемые результаты освоения курса
3 класс
Личностные результаты
 Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

3

 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии
с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты
 умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
 умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
 умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
 умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
 умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

4

III.
Содержание курса
Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для
формирования орфографической зоркости.
Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса
к русскому языку.
Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами,
фразеологизмами русского языка.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в
речи фразеологических оборотов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного
интереса к русскому языку.
Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок,
разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

5

IV.
№
1
2
3
4
5
6
7

Раздел
Фонетика
Словообразование
Лексика
Морфология
Пословицы и поговорки
Игротека
Повторяем
Итого:

Тематический план

Общее количество часов
2
5
6
9
2
8
2
34

Формы организации занятий.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная; предусматриваются как
теоретические виды деятельности, так и практические. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем
важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

6

Календарно-тематическое планирование
3 - А класс
(Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 3 класса, в двух частях Л.В.Мищенкова. – М. Издательство РОСТ «Юным умникам и
умницам»»)
1ч в неделю // 34 ч в год
№
п/п

Тема занятия

1

Да здравствует русский язык!

2
3
4

Вежливые слова
Поговорки и пословицы
Игротека

5
6

Запоминаем словарные слова
Растения во фразеологизмах

7

Животные во фразеологизмах

8

Игротека

9

Я не поэт, я только учусь…

10

Как Морфология порядок
навела
Игры с пословицами
Игротека

11
12

Характеристика основных видов деятельности

Количе
ство
часов

V.

Дата

план

Познакомиться с русскими народными пословицами,
загадками, фразеологизмами
Систематизировать вежливые слова
Выявить скрытый смысл пословиц и поговорок
Повторить русские народные пословицы, загадки,
фразеологизмы
Играть со словарными словами
Выяснить значение фразеологизмов: «манна небесная»,
«задавать перцу» и т.д.
Выяснить значение фразеологизмов: «показать, где раки
зимуют», «мышиная возня» и т.д.
Повторить словарные слова, растения и животные во
фразеологизмах
Подбирать рифмующиеся слова.
Сочинять рифмовки
Различать части речи

1ч

07.09

1ч
1ч
1ч

14.09
21.09
28.09

1ч
1ч

05.10
12.10

1ч

19.10

1ч

26.10

1ч

09.11

1ч

16.11

Выявить скрытый смысл пословиц
Подбирать рифмующиеся слова.
Различать части речи

1ч
1ч

23.11
30.11

7

факт

Примечание

Выяснить значение фразеологизмов: «три кита», «ход
конем» и т.д.
Изменять местоимения по падежам
Познакомиться с наречием и именем числительным как
частями речи
Повторить части речи
Выделять основы слов, части слова

1ч

07.12

1ч
1ч

14.12
21.12

1ч
1ч

28.12
11.01

18
19

И снова животные во
фразеологизмах
Кое-что о местоимении
Познакомимся поближе с
наречием и числительным
Игротека
Состав слова. Основа слова.
Формы слова
Про корень и окончание
Про суффикс и приставку

Подбирать однокоренные слова, различать формы слова
Выделять в словах суффиксы и приставки.
Подбирать к словам схемы

1ч
1ч

18.01
25.01

20

Игротека

1ч

01.02

21

Непроизносимые согласные

1ч

08.02

22

Учимся различать приставку и
предлог
Учимся писать не с глаголами
Игротека

Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных
частей. Подбирать слова к схемам
Упражняться в правописании слов с непроизносимыми
согласными
Упражняться в правописании приставок и предлогов

1ч

15.02

Упражняться в написании не с глаголами
Писать грамотно слова с непроизносимыми согласными,
приставками и предлогами, «НЕ» с глаголами
Упражняться в правильном написании имен
существительных с шипящим звуком на конце
Упражняться в правильной постановке ударения
Определять падежи имен существительных
Упражняться в правильном написании имен существительных с шипящим звуком на конце. Подбирать рифмующиеся слова. Определять падежи имен существительных
Писать слова, образованные путем сложения двух основ
Распознавать архаизмы и неологизмы
Знакомиться с энциклопедической статьей
Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы, читать
энциклопедическую статью

1ч
1ч

22.02
01.03

1ч

15.03

1ч
1ч
1ч

29.03

05.04
12.04

1ч
1ч
1ч
1ч

19.04
26.04
03.05
10.05

13
14
15
16
17

23
24

26
27
28

Имена существительные с
шипящим звуком на конце
Его величество Ударение
Поговорим о падежах
Игротека

29
30
31
32

Сложные слова
От архаизмов до неологизмов
По страницам энциклопедий
Игротека

25

8

33

Повторяем…

34

Готовимся к конкурсу
«Русский медвежонок»

Разбирать слова по составу.
Выявлять скрытый смысл пословиц
Решать головоломки

9

1ч

17.05

1ч

24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».