Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от 30.08.2022. Председатель МО Е.А.Голубовская СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Л.В.Сидорова 30.08.2022. Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Классы: 3-А. Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1_____ часов; Срок реализации программы, учебный год 2022/2023 Рабочую программу составили: учителя начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Школа № 11 им. А.В. Преснякова от 31.08.2022 № 284 I. Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана для 3 класса на 2022 - 2023 учебный год, составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждѐн приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями); Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»; Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»); Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»; Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год»; Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 №2017/01-14 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2022/2023 учебный год». авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика», курс «Заниматика. Юным умникам и умницам».– Москва: РОСТ книга, 2015 г. Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может 2 быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Цель : развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий. Задачи: - развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; - развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; - развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; - формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; - развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; - формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; - формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. . Общая характеристика организации курса. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. 3 На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Рекомендуемая структура занятия. ОРЕШКИ ДЛЯ УМА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определѐнного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно лѐгкие, способы вызвать интерес рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но ониже и подготавливают ребѐнка к активной учебно-познавательной деятельности. ИГРАЙ, ДА ДЕЛО ЗНАЙ (тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления) (10-15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств. но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приѐмы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). Выполнение упражнений для профилактики нарушений зрения является важной частью любого занятия. Чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнѐтся с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость. СМЕКАЙ, РЕШАЙ, УЧИСЬ (15-20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера, для которых характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Для того чтобы учащиеся справились с предложенными задачами, они получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых ребусов. ЗАДАЧИ ПРОФЕССОРА МАКОНГУРУ (5-10 минут). Раздел, в котором предлагаются три вопроса тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам. 4 ИССЛЕДУЙ, ПРОЕКТИРУЙ, ТВОРИ (10-15 минут). На этом этапе ребятам предлагаются проектные задачи. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неѐ, управление собственным поведением в групповой работе. Для решения проектной задачи учащимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. ЗАГАДКИ ВЕСЁЛОГО КАРАНДАША (волшебные картинки) (10-20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера. При выполнении этих заданий у ребѐнка вырабатываются такие качества, как терпение, усидчивость, аккуратность. В результате аккуратной и кропотливой работы ребѐнок видит превращение геометрических фигур, пятен, точек, линий в осмысленное и яркое изображение, что вызывает дополнительный интерес к заданию. Усложнение математических примеров, изобразительных композиций и увеличение количества используемых цветов происходит плавно и равномерно, снижая тем самым порог трудности для ребѐнка. Важным является и то обстоятельство, что подобная техника работы развивает у ребѐнка различные области руки, предплечья, пальцев и так далее. Тонкая графическая работа со сложным рисунком способствует лучшей координации движений кисти руки, большей свободе и раскованности всего локтевого сустава. ДЛЯ ЮЛМов (Юных Любителей Математики) - раздел, в котором помещѐн справочный материал, познавательный материал, любопытные и полезные факты, подсказки. Место курса в учебном плане. В рабочей программе на изучение курса «Занимательная математика» в 3 классе отведено 34 часа (1 час в неделю, 34 недели) II. Планируемые результаты. Личностными результатами изучения данного курса являются: • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлѐнности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; • чувства справедливости, ответственности; • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; • формирование этических норм поведения при сотрудничестве; 5 • развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Метапредметные результаты изучения данного курса. Учащиеся научатся: • сравнивать разные приѐмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; • использовать его в ходе самостоятельной работы – применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с числовыми головоломками; • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; • воспроизводить способ решения задачи; • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; • конструировать несложные задачи; • ориентироваться в понятиях ―влево‖, ―вправо‖, ―вверх‖, ―вниз‖; • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; • оставлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; • выявлять закономерности в расположении деталей; • составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; • анализировать предложенные возможные варианты верного решения; • моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др. и из бумажных развѐрток); 6 • осуществлять развѐрнутые действия контроля и самоконтроля: • сравнивать построенную конструкцию с образцом. Предметные результаты изучения данного курса. Учащиеся должны знать: • старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов; • названия больших чисел; • свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами; • методы решения логических задач; • свойства простейших геометрических фигур на плоскости; Учащиеся должны уметь: • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; • обобщать, делать несложные выводы; • классифицировать явления, предметы; • определять последовательность событий; • судить о противоположных явлениях; • давать определения тем или иным понятиям; • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; • выявлять функциональные отношения между понятиями; • выявлять закономерности и проводить аналогии. • читать и записывать римские числа; • читать и записывать большие числа; • пользоваться приѐмами быстрого счѐта; • решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание; • использовать различные приѐмы при решении логических задач; • решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, • геометрические головоломки, простейшие задачи на графы; • решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы; • выполнять проектные работы III. Содержание предмета. Курс «Заниматика» для начальной школы — курс интегрированный. В нѐм объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. 7 Арифметический блок • Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). • Отношения. Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. • Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. • Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. • Числа-великаны (миллион и другие). • Подсчѐт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. • Решение и составление ребусов, содержащих числа. • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе • получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений. Восстановление • примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение • арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых • кроссвордов. • Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа • налево. • Поиск и чтение слов, связанных с математикой. • Занимательные задания с римскими цифрами. • Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объѐма. Универсальные учебные действия Сравнивать разные приѐмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. 8 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Блок логических и занимательных задач • Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. • Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). • Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. • Старинные задачи. Логические задачи. Комбинаторные задачи. • Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание. • Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций,описанных в задачах. • Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. • Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. • Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА + КОЛА = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. • Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. • Выбор наиболее эффективных способов решения. Универсальные учебные действия Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи. Геометрический блок 9 • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 > IV, указывающие направление движения. • Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. • Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). • Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. • Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. • Уникурсальные фигуры. Пересчѐт фигур. • Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками. • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Универсальные учебные действия Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 > IV и другие, указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объѐмные фигуры из развѐрток. Осуществлять развѐрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. В данном случае для проверки уровня усвоения обучающимися полученных знаний могут быть использованы нестандартные виды контроля: 10 -испытания; математических газет. IV. Тематический план. № 1 2 3 4 5 Раздел Город Закономерностей Город Загадочных чисел Город Логических рассуждений Город Занимательных задач Город Геометрических превращений Итого: 11 Общее количество часов 7 8 7 8 7 34 V. Календарно-тематическое планирование «Занимательная математика» 3 -А класс (Холодова О.А. Занимательная математика. Рабочие тетради для 3 класса. В 2-х частях – М: Издательство РОСТ. 2016) 1ч в неделю // 34 ч в год № п/п Тема занятия Характеристика основных видов деятельности Количество часов Дата план Тема 1. Город Закономерностей ( 7 ч) 1 2 3 4 5 6 7 Порядковый проспект. Порядковый проспект. Улица Шифровальная Порядковый проспект. Порядковый проспект. Порядковый проспект. Испытание в Городе Закономерностей «По морям, по волнам…» Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию; описывать объект, называя его составные части и действия; сравнивать объекты; выполнять действия по алгоритмы; составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами; использовать алгоритмы разных форм (блок-схема, схема, план действий) для решения практических задач; учить находить и исправлять ошибки в алгоритмах; ввести понятия «линейный», «нелинейный» алгоритм; находить информацию ( в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос; анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их; уточнение понятий «волшебный квадрат», «правило волшебного квадрата», «кодирование», «декодирование», «двоичный код»; кодировать сообщения с помощью кодировочных таблиц; учить отгадывать загадки Раздел 2. Город Загадочных чисел – 8 часов 12 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 факт Примечание 8 9 10 11 12 13 14 15 Улица Ребусовая Улица Ребусовая Вычислительный проезд Вычислительный проезд Улица Магическая Порядковый проспект Цифровой проезд Испытание в городе Загадочных чисел «Сказка ложь, да в ней намѐк…» Знания о знаковом языке математики; понимание отличия между числом и цифрой; вариант изображения цифр для написания индекса; систематизация сведений о натуральных числах; секреты ребусов; решение «цифровых дорожек» с одинаковыми и разными цифрами; решение «числовых ковриков», «числовых колѐс»; правила «магического квадрата» с числами; познакомить с «магическим квадратом» сложения и вычитания; решение «магических рамок»; учить находить закономерность и восстанавливать пропущенные числа в числовой цепочке, числовом круге, числовой таблице; повторить знания о римской нумерации в пределах 30; познакомить с римскими числами в пределах 1000; сложение и вычитание чисел, записанных римскими цифрами; математические ребусы с римскими цифрами по перекладыванию спичек 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 20.10 27.10 10.11 17.11 24.11 01.12 08.12 15.12 Раздел 3. Город Логических рассуждений – 7 часов 16 17 18 19 20 21 22 Улица Высказываний Проспект Умозаключений Проспект Логических задач Площадь Множеств Проспект Логических задач Проспект Комбинаторных задач Испытание в городе Логических рассуждений «Там на неведомых дорожках…» Повторить понятия «общие», «частные», «единичные суждения»; ввести понятия «простые и сложные высказывания»; учить строить простейшие высказывания с помощью логических связок «если…, то…», «потому что», «… поэтому…»,; учить оценивать истинность и ложность высказываний со связками И, ИЛИ, НЕ; решение задачи путѐм рассуждения (выдвижения гипотез); решение логических задач путѐм сравнения исходных данных; повторить понятия «множество», «элемент множества», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств»; учить определять число элементов множества; учить определять элементы, принадлежащие пересечению множеств и объединению множеств; учить решать задачи с помощью кругов Эйлера-Венна; повторить понятие «граф»; ввести понятия «неориентированный граф», «ориентированный граф (орграф)» или «направленный граф»; учить строить графы, в 13 1ч 1ч 29.12 1ч 12.01 1ч 1ч 19.01 26.01 1ч 02.02 1ч 09.02 22.12 том числе направленные, по словесному описанию отношений между объектами; учить использовать знаково-символические средства для моделирования ситуаций, описанных в задачах; познакомить с комбинаторными задачами; ввести понятие «дерево возможностей»; научить строить схему - дерево возможных вариантов; познакомить с «буквенным деревом» Раздел 4. Город Занимательных задач – 8 часов 23 24 25 26 27 28 29 30 Семейная магистраль Временной переулок Денежный бульвар Улица Величинская Улица Величинская Смекалистая улица Хитровский переулок Испытание в городе Занимательных задач «В рыцарском замке» Познакомить с «семейным древом»; учить решать «нестандартные» задачи, связанные с: родственными отношениями людей, количеством детей, возрастом, днѐм рождения; повторить единицы измерения времени и соотношения между ними; учить определять время по электронным и механическим часам; научить решать задачи на нахождение начала события, завершения события, продолжительности события; учить решать нетрадиционные задачи «на время»; учить решать нетрадиционные задачи с отмериванием времени песочными часами; повторить единицы стоимости и взаимосвязь между ними; познакомить со старинными русскими денежными единицами; учить вести расчѐт монетами разного достоинства, вести преобразование денежных величин; учить решать нетрадиционные задачи, связанные с «деньгами», с определением фальшивой монеты; учить решать житейские задачи, связанные с оплатой покупки; познакомить со старинными русскими мерами массы; учить сравнивать предметы по массе при помощи рычажных весов без циферблата; решение нетрадиционных задач на «взвешивание»; познакомить со старинными мерами измерения жидкостей; учить решать нетрадиционные задачи на «переливание»; научить решать нетрадиционные задачи на «передвижение»; история создания задач на «передвижение» (переправу); решение нетрадиционных задач на «пересчѐт по кругу», «расстановки», «промежутки», «деление на части» 14 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 16.02 02.03 09.03 16.03 30.03 06.04 13.04 20.04 путѐм рассуждения и использования графических моделей; познакомить с задачами, в которых нужно выполнить определѐнное действие за ограниченный период времени Раздел 5. Город Геометрических превращений – 4 часа 31 32 33 34 Конструкторский проезд Конструкторский проезд Окружная улица Художественная улица Систематизировать знания о геометрических фигурах и телах; учить решать задачи на подсчѐт геометрических фигур; учить выполнять преобразование фигур, чертя дополнительные отрезки; ввести понятие «уникурсальные фигуры»; познакомить с правилами вычерчивания уникурсальных фигур; дать понятие о преобразовании объѐмных тел в плоскостные, а плоскостных – в объѐмные; исследовать модель куба; познакомить с понятиями «вершина», «грань», «ребро»; учить выбирать развѐртку куба и собирать из неѐ куб; познакомить со свойством «игрального» кубика; учить решать пространственные задачи, связанные с кубиками; познакомить с отличительными чертами круга и окружности; познакомить с понятиями «центр», «радиус», «диаметр» окружности и установить связь между ними; познакомить с инструментом для построения окружностей – циркулем; повторить понятия: «симметрия», «симметричные фигуры», «ось симметрии»; познакомить с видами орнамента; научить пониманию композиции 15 1ч 1ч 1ч 1ч 27.04 04.05 11.05 18.05