Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым» РАССМОТРЕНО на заседании МО естественно-математического цикла Председатель Н.В.Вельган протокол № _1_ от 30.08.2022 СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Л.В.Сидорова от 30.08.2022 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Школа № 11 им. А.В. Преснякова от 31.08.2022 № 284 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» Класс: 10 Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1____ часов; Срок реализации программы, учебный год 2022/2023 Рабочую программу составили: учитель математики, руководитель МО Вельган Н.В.. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Изучение данного курса дает учащимся возможность: повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики; освоить основные приемы решения задач; овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи; овладеть и пользоваться на практике техникой прохождения теста; познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач; повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности; познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. У обучающихся могут быть сформированы личностные результаты: ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение контролировать процесс и результат математической деятельности; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; иметь опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научнопрактической ученической конференции; оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Метапредметные: регулятивные обучающиеся получат возможность научиться: составлять план и последовательность действий; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни; 3 концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений; самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера; выполнять творческий проект по плану; интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия; адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. Познавательные обучающиеся получат возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач; интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); Коммуникативные Обучающийся научится: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; работать в группе; оценивать свою работу. слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников. Обучающийся получит возможность научится: решать задачи на делимость чисел и отгадывание чисел разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры; решать задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывать геометрические головоломки; решать сложные задачи на движение; решать логические задачи; применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов; решать сложные задачи на проценты; решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты; решать занимательные задачи; анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации; находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства; строить плоские и пространственные фигуры; делать оригами, изображать бордюры, орнаменты. правильно употреблять термины «множество», «подмножество»; составлять различные подмножества данного множества»; определять число подмножеств, удовлетворяющих данному условию; 5 решать задачи, используя круги Эйлера правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи; самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами; знать старинные меры измерения длин, площадей; 2.Содержание курса внеурочной деятельности 10 класс 1. Текстовые задачи (8 ч.) Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление. Решение задач на равномерное движение по прямой, движение по окружности с постоянной скоростью, равноускоренное (равнозамедленное) движение. Задачи на конкретную и абстрактную работу. Задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида. Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Комбинированные задачи. Основная цель – знакомить учащихся с различными способами решения задач, выделяя наиболее рациональные. 2. Геометрия на плоскости (8 ч.) Теоремы синусов и косинусов. Свойства биссектрисы угла треугольника. Площади треугольника, параллелограмма, трапеции, правильного многоугольника. Величина угла между хордой и касательной. Величина угла с вершиной внутри и вне круга. Окружности, вписанные в треугольники и описанные вокруг треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиус вписанной окружности. Основная цель – отрабатывать способы решения планиметрических задач, вызывают наибольшие затруднения у старшеклассников 3. Теория многочленов (6 ч.) Деление многочлена на многочлен с остатком. Делимость многочленов. Алгоритм Евклида для многочленов. Корни многочленов. Теорема Безу и ее следствие о делимости многочлена на линейный двучлен. Нахождение рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами. Обобщенная теорема Виета. Преобразование рациональных выражений. Основная цель – формировать у учащихся навык разложения многочлена степени выше второй на множители, нахождение корней многочлена, применять теорему Безу и ее следствия для нахождения корней уравнений выше второй, а также упрощения рациональных выражений. 4. Модуль (8 ч.) Понятие модуля, основные теоремы и его геометрическая интерпретация. Способы решения уравнений, неравенств с модулем и их систем. Способы построения графиков функций, содержащих модуль. Модуль в заданиях ЕГЭ. Основная цель –формировать умение учащихся применять основные способы решения заданий с модулями: используя определение модуля, его геометрическую интерпретацию или по общей схеме. Решение комбинированных заданий (4 ч.) 11 класс 5. Тригонометрия (7 ч.) Тригонометрические функции и их свойства. Преобразование тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений. Решение систем тригонометрических уравнений. Комбинированные задачи. Основная цель – систематизация полученных знаний по теме и углубление школьного курса. 6. Иррациональные уравнения и неравенства (5 ч.) Преобразование иррациональных выражений. Решение иррациональных уравнений и неравенств. Комбинированные задания. Основная цель – рассмотреть с учащимися понятия иррационального выражения, иррационального уравнения и неравенства, изучить основные приёмы преобразований иррациональных выражений, основные способы решения иррациональных уравнений и неравенств. 7. Параметры (7 ч.) Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Линейные неравенства. Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к ним Квадратные неравенства. Решение уравнений и неравенств при некоторых начальных условиях. Применение производной при решении некоторых задач с параметрами. Задачи с параметрами. Основная цель – совершенствовать умения и навыки решения линейных, квадратных уравнений и неравенств, используя определения, учитывая область определения рассматриваемого уравнения(неравенства); познакомить с методами решения уравнений (неравенств) при некоторых начальных условиях , комбинированных заданий. 8. Показательная и логарифмическая функции (6 ч.) Свойства показательной и логарифмической функций и их применение. Решение показательных и логарифмических уравнений. Решение показательных и логарифмических неравенств. Комбинированные задачи. Основная цель – совершенствовать умения и навыки решения более сложных по сравнению со школьной программой, нестандартных заданий. 9. Стереометрия (5 ч.) Многогранники. Тела вращения. Комбинации тел. Основная цель – систематизация и применение знаний и способов действий учащихся по школьному курсу стереометрии. В разделе «Итоговое повторение» (4 ч.) предусмотрено проведение заключительной контрольной работы по материалам и в форме ЕГЭ, содержащую задания, аналогичные демонстрационному варианту (предполагается использование электронных средств обучения). Форма организации. Виды деятельности. Групповая деятельность. Дискуссия. Познавательная деятельность. Решение задач (совместное), в парах. Зачет. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности в 10 кл,34ч. 1 час в неделю, 2022/2023уч.год № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26,27. Тема Задачи на проценты, сплавы, смеси. Задачи на проценты, сплавы, смеси Решение задач на движение Задачи на работу Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию Комбинированные задачи Комбинированные задачи.. Теоремы синусов и косинусов Свойство биссектрисы угла треугольника. Величина угла между хордой и касательной Величина угла с вершиной внутри и вне окружности Окружности вписанные в треугольники и описанные около треугольников Вписанные и описанные четырехугольники Формула для вычисления площади правильного многоугольника , его стороны и радиуса вписанной окружности. Формула для вычисления площади правильного многоугольника , его стороны и радиуса вписанной окружности. Деление многочлена на многочлен с остатком Деление многочлена на многочлен с остатком Корни многочлена. Теорема Безу и ее следствие о делимости многочлена на линейный двучлен. Корни многочлена. Теорема Безу и ее следствие о делимости многочлена на линейный двучлен Нахождение рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами. Обобщенная теорема Виета. Преобразование рациональных выражений.. Понятие модуля, основные теоремы и геометрическая интерпретация. Способы решения уравнений с модулем. Способы решения уравнений с модулем. Способы решения неравенств с модулем и их систем. Количес тво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Дата план Дата факт Приме чания 28,29. 30. 31,32,33. 34. Способы построения графиков функций , содержащих модуль. Самостоятельная работа. Решение образцов вариантов ЕГЭ. Итоговый урок. Зачет 2 1 3 1 Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности по математике в11 кл,34ч.1ч в неделю, 2022/2023уч.год № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Тема Тригонометрические функции и их свойства Преобразование тригонометрических выражений Преобразование тригонометрических выражений Решение тригонометрических уравнений Решение тригонометрических уравнений Решение систем тригонометрических уравнений Решение систем тригонометрических уравнений Преобразование иррациональных выражений Преобразование иррациональных выражений Решение иррациональных уравнений и неравенств Решение иррациональных уравнений и неравенств Решение иррациональных уравнений и неравенств Решение линейных уравнений и уравнений, приводящих к ним. Линейные неравенства Решение квадратных уравнений и уравнений ,приводящих к ним. Решение квадратных уравнений и уравнений ,приводящих к ним. Квадратные неравенства. Решение уравнений и неравенств. Применение производной при решении некоторых задач с параметрами. Задачи с параметрами. Свойства показательной и логарифмической функции и их применение. Решение показательных и логарифмических уравнений. Количес тво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата план Дата факт Приме чания 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Решение показательных и логарифмических уравнений. Решение показательных и логарифмических неравенств. Решение показательных и логарифмических неравенств. Зачет. Многогранники Многогранники Тела вращения. Комбинированные задачи. Комбинированные задачи. Решение образцов вариантов ЕГЭ Решение образцов вариантов ЕГЭ Решение образцов вариантов ЕГЭ Решение образцов вариантов ЕГЭ. Итоговый урок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1