Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым» РАССМОТРЕНО на заседании МО естественно-математического цикла Председатель Н.В.Вельган протокол № _1_ от 30.08.2022 СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Л.В.Сидорова от 30.08.2022 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Школа № 11 им. А.В. Преснякова от 31.08.2022 № 284 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» Классы: 5-А, 5-Б Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1_____ часов; Срок реализации программы, учебный год 2022/2023 Рабочую программу составили: учитель математики, руководитель МО Вельган Н.В.. Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня. Программа курса «Занимательная математика» для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем : «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности. Цель курса: развитие математических способностей и логического мышления; развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе; расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки; Задачи курса: пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; раскрытие творческих способностей ребенка; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой; воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи); осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью; наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений; приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами; решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности; формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям; специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач; работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам. адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность. Содержание курса Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей : задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач. При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня. Частота занятий – 1 раз в неделю. Ожидаемые результаты. Предметные Знают особые случаи устного счета Метапредметные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач. Учитывают правила в планировании и контроле способа решения Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ и историю России. Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»; Находят наиболее рациональные способы решения логических задач Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач. Контролируют действия партнера Решают нестандартные задачи разрезание Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами Различают способ и результат действия. Владеют общими приемами решения задач. Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов Знают определения основных геометрических понятий Взаимопроверка в парах. Умеют работать с текстом. умеют составлять занимательные задачи; Владеют общим приемом решения задач. Могут участвовать в диалоге решают простейшие комбинаторные задачи путём Распознают плоские геометрические фигуры, умеют Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать Умеют применять изученные свойства и формулы Могут аргументировать свою точку зрения Решают неопределенные уравнения и уравнения под знаком модуля. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов; Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Развитие самостоятельности и личной систематического перебора возможных вариантов; Измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие. Вычисляют значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов) № применять их свойства при решении различных задач; Решать несложные практические задачи на построение трудности и препятствия на пути достижения цели Могут устно прикидывать и оценивать результаты Умеют планировать пути достижения целей Могут проводить сравнительный анализ ответственности за свои поступки Устанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами Умеют анализировать свойства геометрических фигур Умеют строить монологическое контекстное высказывание Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, Изучаемый материал кол-во часов п\п План 1 Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей. 1 2 Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь» 1 3 Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов. Решение логической задачи. 1 4 Интересный способ умножения. Мир больших чисел. 1 Факт Примечания 5 Решение олимпиадных задач арифметическим методом .Уникурсальные кривые ( фигуры). 1 6 Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся 1 на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор. 7 Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек». 1 8 Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии. 1 9 Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. 1 10 Решение олимпиадных задач ( используя действия с натуральными числами). Лабиринты. 1 11 Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть? 1 12 Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25. 1 Решение олимпиадных задач различными способами. 13 Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность. 1 14 Прибавление четного. Знак произведения 1 15 Чередование. Решение задач игры « Кенгуру». 1 16 Разбиение на пары. Решение задач игры « Кенгуру». 1 17 Решение олимпиадных задач. Зачет. 1 18 Простые числа. Решение олимпиадных задач ( математические ребусы) . 1 Игра «Буриме» с использованием чисел. 19 Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра .Архимед. Решение олимпиадных задач (на совместную работу). 1 20 Старинные меры . Оригами 1 21 Биографическая миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач( на делимость чисел). Логическая задача «Обманутый хозяин» 1 22 Приемы устного счета. Происхождение математических знаков. 1 23 Решение олимпиадных задач( задачи мудрецов). Задача –сказка « Иван Царевич и Кощей Бессмертный, умевший считать только до 10». 24 Умножение на 155 и 175.Биографическая миниатюра . Б. Паскаль. Решение олимпиадных задач на взвешивание . 1 25 Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус 1 « Продень монетку». 26 Умножение двузначных чисел, близких к 100. Решение олимпиадных задач ( инварианты). 1 27 Считаем устно. Решение олимпиадных задач ( бассейны, работа и прочее) 1 28 Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в художественной литературе. Игра « Попробуй сосчитай». 1 29 Решение олимпиадных задач ( с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах. 1 30 Тестовые задачи( задачи, решаемые с конца) 1 31 Математические ребусы. Решение олимпиадных задач. 1 32 Геометрические задачи на разрезание. 1 33 Тестовые задачи (переливание). 1 34 Логические задачи. Зачет 1 Формы проведения занятий При проведении занятий предлагаются следующие формы работы: - построение алгоритма действий; -фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя; - работа в парах, взаимопроверка - самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия; - постановка проблемной задачи и совместное ее решение; - обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах. ЛИТЕРАТУРА: 1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г. 2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г. 3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г. 4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г. 5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г. 6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г. 7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г. 8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г. 9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г. 10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г. 11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г. 12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г. 13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики» 14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г. 15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г. 16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г. 17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г. 18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г. 8. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г. 9. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г. 10. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г. 11. М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Москва .Просвещение 1994. 12. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г. 13. Л.М.Лихтарников «Занимательные задачи по математике», М.,1996г. 14. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г. 15. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г. 16. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г. 17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г. 18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г. 19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.