Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
естественно-математического
цикла
Председатель
Н.В.Вельган
протокол № _1_
от 30.08.2022
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Л.В.Сидорова
от 30.08.2022
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Школа № 11
им. А.В. Преснякова
от 31.08.2022 № 284
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Классы: 5-А, 5-Б
Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1_____ часов;
Срок реализации программы, учебный год
2022/2023
Рабочую программу составили: учитель математики, руководитель МО Вельган Н.В..
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность
на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5
класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи
олимпиадного уровня.
Программа курса «Занимательная математика» для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит
из двух тем : «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5
класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи
олимпиадного уровня.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут
проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цель курса:
развитие математических способностей и логического мышления;
развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в
развитии мировой науки;
Задачи курса:
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
раскрытие творческих способностей ребенка;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Содержание курса
Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение
учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей : задачи, решаемые с учителем, и задачи для
самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями
счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.
При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор
является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Частота занятий – 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
Предметные
Знают особые случаи
устного счета
Метапредметные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Могут построить
алгоритм действия,
применяют
некоторые приёмы
быстрых устных
вычислений при
решении задач.
Учитывают правила
в планировании и
контроле способа
решения
Используют поиск
необходимой
информации для
выполнения заданий
с использованием
учебной литературы
Учитывают разные
мнения и стремятся к
координации
различных позиций в
сотрудничестве.
Формирование основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости
за
свою Родину;
российский народ и
историю России.
Решают тестовые
задачи, используя при
решении таблицы и
«графы»;
Находят наиболее
рациональные
способы решения
логических задач
Оценивают
правильность
выполнения
действия на уровне
адекватной
ретроспективной
оценки
Проводят
несложные
рассуждения и
обоснования в
процессе решения
задач.
Контролируют
действия партнера
Решают
нестандартные задачи
разрезание
Выделять известные
фигуры и отношения
на чертежах,
моделях и
окружающих
предметах
Имеют навыки
работы с
измерительными и
чертежными
инструментами
Различают способ и
результат действия.
Владеют общими
приемами решения
задач.
Умеют договариваться
о совместной
деятельности, приходят
к общему решению
Осуществляют
итоговый и
пошаговый контроль
по результату.
Учитывают разные
мнения и стремятся
к координации
различных позиций
в сотрудничестве
Приходят к общему
решению, в том числе в
ситуации столкновения
интересов
Знают определения
основных
геометрических
понятий
Взаимопроверка в
парах. Умеют
работать с текстом.
умеют составлять
занимательные
задачи;
Владеют общим
приемом решения
задач.
Могут участвовать в
диалоге
решают простейшие
комбинаторные
задачи путём
Распознают плоские
геометрические
фигуры, умеют
Вносят
необходимые
коррективы в
действие после его
завершения на
основе его и учета
характера сделанных
ошибок
Умеют прилагать
волевые усилия и
преодолевать
Умеют применять
изученные свойства
и формулы
Могут аргументировать
свою точку зрения
Решают
неопределенные
уравнения и
уравнения под знаком
модуля.
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в его
органичном единстве
и разнообразии
природы, народов,
культур и религий;
Формирование
уважительного
отношения к иному
мнению, историй и
культуре других
народов;
Овладение
начальными
навыками адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся мире;
Принятие и освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной деятельности
и формирование
личностного смысла
учения;
Развитие
самостоятельности и
личной
систематического
перебора возможных
вариантов;
Измеряют
геометрические
величины, выражают
одни единицы
измерения через
другие.
Вычисляют значения
геометрических
величин(длин, углов,
площадей, объемов)
№
применять их
свойства при
решении различных
задач;
Решать несложные
практические задачи
на построение
трудности и
препятствия на пути
достижения цели
Могут устно
прикидывать и
оценивать
результаты
Умеют планировать
пути достижения
целей
Могут проводить
сравнительный
анализ
ответственности за
свои поступки
Устанавливают
связь
геометрических
фигур и их свойств с
окружающими
предметами
Умеют
анализировать
свойства
геометрических
фигур
Умеют строить
монологическое
контекстное
высказывание
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
Могут аргументировать
свою точку зрения и
отстаивать свою
позицию, приводить
примеры
Формирование
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни, наличие
мотивации к
творческому труду,
Изучаемый материал
кол-во
часов
п\п
План
1
Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.
1
2
Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не
собьюсь»
1
3
Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов.
Решение логической задачи.
1
4
Интересный способ умножения. Мир больших чисел.
1
Факт Примечания
5
Решение олимпиадных задач арифметическим методом .Уникурсальные кривые ( фигуры).
1
6
Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся
1
на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор.
7
Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек».
1
8
Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий
геометрии.
1
9
Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм.
1
10
Решение олимпиадных задач ( используя действия с натуральными числами). Лабиринты.
1
11
Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть?
1
12
Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.
1
Решение олимпиадных задач различными способами.
13
Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность.
1
14
Прибавление четного. Знак произведения
1
15
Чередование. Решение задач игры « Кенгуру».
1
16
Разбиение на пары. Решение задач игры « Кенгуру».
1
17
Решение олимпиадных задач. Зачет.
1
18
Простые числа. Решение олимпиадных задач ( математические ребусы) .
1
Игра «Буриме» с использованием чисел.
19
Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра
.Архимед. Решение олимпиадных задач (на совместную работу).
1
20
Старинные меры . Оригами
1
21
Биографическая миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач( на делимость чисел).
Логическая задача «Обманутый хозяин»
1
22
Приемы устного счета. Происхождение математических знаков.
1
23
Решение олимпиадных задач( задачи мудрецов). Задача –сказка « Иван Царевич и Кощей
Бессмертный, умевший считать только до 10».
24
Умножение на 155 и 175.Биографическая миниатюра . Б. Паскаль. Решение олимпиадных
задач на взвешивание .
1
25
Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус
1
« Продень монетку».
26
Умножение двузначных чисел, близких к 100. Решение олимпиадных задач ( инварианты).
1
27
Считаем устно. Решение олимпиадных задач ( бассейны, работа и прочее)
1
28
Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в художественной литературе. Игра «
Попробуй сосчитай».
1
29
Решение олимпиадных задач ( с применением свойств геометрических фигур). Задачи в
стихах.
1
30
Тестовые задачи( задачи, решаемые с конца)
1
31
Математические ребусы. Решение олимпиадных задач.
1
32
Геометрические задачи на разрезание.
1
33
Тестовые задачи (переливание).
1
34
Логические задачи. Зачет
1
Формы проведения занятий
При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:
- построение алгоритма действий;
-фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
- работа в парах, взаимопроверка
- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;
- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред.
С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической
литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
8. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической
литературы, 1985 г.
9. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
10. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
11. М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Москва .Просвещение 1994.
12. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
13. Л.М.Лихтарников «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
14. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
15. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
16. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.