Решаем вместе
Есть вопрос?

ОО дополнительное образования

РАССМОТРЕН
на заседании
педагогического совета
"30". 08. 2022 г.
(протокол № 1 )

СОГЛАСОВАН
на заседании Управляющего
совета МБОУ "Школа №11
им. А.В. Преснякова
г. Феодосии Республики Крым"
"30". 08. 2022 г.
(протокол № 1)

УТВЕРЖДЁНО
приказом директора
МБОУ "Школа №11
им. А.В. Преснякова
г. Феодосии Республики Крым"
от "30" 08. 2022 г. №284

Общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения "Школа № 11 им. А.В.Преснякова
г. Феодосии Республики Крым"

Феодосия, 2022

Содержание

1. Пояснительная записка

стр.2

2. Концептуальная основа дополнительного образования школы

стр.4

3. Цели и задачи развития дополнительного образования детей

стр.7

4. Принципы развития дополнительного образования детей

стр.7

5. Основные механизмы реализации программы

стр.8

6. Адресность образовательной программы дополнительного
образования

стр.9

7. Рабочие образовательные программы дополнительного образования
детей и аннотации

стр.10

8.Учебный план дополнительного образования, календарный учебный график

стр.17

9. Методическое сопровождение и повышение профессионального уровня педагога
дополнительного образования

стр.20

10. Используемые и необходимые ресурсы программы

стр.20

11. Основные организационные мероприятия по реализации
программы

стр.21

12. Взаимодействие с социокультурными учреждениями

стр.21

13. Ожидаемые результаты программы

стр.21

14.Список литературы

стр.24

1

1. Пояснительная записка
Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в интересах
личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание
благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность
удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного
образования.
В сфере дополнительного образования ребѐнок может реализовать своѐ личностное право
на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению
достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребѐнка есть
существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова,
дополнительное образование – это образование целевого выбора.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает
содержательную составляющую Основной Образовательной Программы Начального
Общего Образования, Основного Общего Образования,
Среднего Общего Образования МБОУ "Школа №11 им. А.В. Преснякова г.
Феодосии Республики Крым" и способствует практическому приложению умений и
навыков детей, полученных в общеобразовательном учреждении, стимулирует их
познавательнуюмотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к
современному обществу.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе
разработана образовательная программа дополнительного образования далее (Программа).
Основная образовательная программа дополнительного образования :
 определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса на уровне дополнительного образования и направлена на
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие и самосовершенствование обучающихся,
обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья с учѐтом специфики условий МБОУ «Школа № 11 им.
А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым», приоритетных направлений ее
образовательной деятельности. Она также определяет изменения, которые произойдут на
уровне дополнительного образования в МБОУ «Школа № 11 им. А.В. Преснякова г.
Феодосии Республики Крым» в соответствии с требованиями ФГОС. Эти изменения
касаются приоритетных целей и планируемых результатов, принципов построения и
организации образовательного процесса.
 основная образовательная программа дополнительного образования является
источником информации об особенностях МБОУ «Школа № 11 им. А.В. Преснякова
г.Феодосии Республики Крым», при планировании, организации и осуществлении
образовательной деятельности администрацией МБОУ «Школа № 11 им. .В. Преснякова
г. Феодосии Республики Крым»,
 текст основной образовательной программы
дополнительного
образования
позволяет педагогическому коллективу понять смысл образовательной деятельности в
МБОУ «Школа № 11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым», планировать и
осуществлять свою деятельность в соответствии с программой, решать проблемы
дополнительного образования; знать о достигнутых результатах и реализовывать
планируемые изменения;
 знакомство с текстом основной образовательной программы дополнительного
образования даѐт родителям (законным представителям) обучающихся представление о
целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности МБОУ
«Школа № 11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым», по достижению
каждым обучающимся образовательных результатов на уровне дополнительного
образования.
В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного
образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую
реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система
2

дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития
личности каждого ученикашколы.
Реализация содержания программы в МБОУ "Школа №11 им. А.В.Преснякова
г.Феодосии Республики Крым" осуществляется педагогами дополнительного образования.
В школе дополнительные общеразвивающие программы реализуются как в учреждении,
так и с привлечением сетевого содружества центров дополнительного образования города
на базе школы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №11 им. А.В.
Преснякова г. Феодосии Республики Крым» муниципального образования городской
округ Феодосия Республики Крым является общеобразовательной организацией,
обеспечивающей реализацию прав граждан на общедоступное и бесплатное начальное
общее, основное общее, среднее общее образование по основным общеобразовательным
программам.
Полное официальное наименование Образовательной организации: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №11 им. А.В. Преснякова г.
Феодосии Республики Крым» муниципального образования городской округ Феодосия
Республики Крым. Сокращенное официальное наименование Образовательной
организации: МБОУ «Школа №11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии»
Место нахождения: 298177, Республика Крым, город Феодосия, п. Приморский, ул. Гагарина
11.
Учредителем и собственником МБОУ «Школа №11 им. А.В. Преснякова г.
Феодосии» является муниципальное образование городской округ Феодосия Республики
Крым.
Полномочия учредителя МБОУ «Школа №11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии»
осуществляет администрация города Феодосия Республики Крым в лице Управления
образования администрации города Феодосии Республики Крым.
Полномочия собственника имущества МБОУ «Школа №11 им. А.В. Преснякова г.
Феодосии» осуществляет администрация города Феодосия Республики Крым.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования –
дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени.
Нормативной базой,
регламентирующих деятельность дополнительного образования в МБОУ "Школа №11 им.
А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым" являются:
 Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г.)
 Трудовой кодекс РФ.
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
 Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. (Принят
Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона от 13.01. 2001г. №
1-ФЗ).
 Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением
правительства РФ от 4 сентября 2014 г № 1726-р
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений".
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования приказ № 374 от 6.10.2009 года (с учетом всех изменений).
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
3

образования приказ № 1897 от 17.12.2010 года.
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования приказ № 413 от 17.05.2012 года.
 Положение о лицензировании образовательной деятельности (в ред. Постановления
Правительства РФ от 19.07.2012 № 731, от 24.09.2012 № 957).
 Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования
детей и молодѐжи Минобразования России по развитию дополнительного образования
детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования
России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
 Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
 СанПиН 2.4.4. 1251-03 (утверждѐнные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №
189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Устав МБОУ "Школа №11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым"
- Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне начального,
основного общего образования в МБОУ "Школа №11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии
Республики Крым" ;
- учебный план по дополнительному образованию школы;
- план воспитательной работы на учебный год.
Образовательная программа дополнительного образования позволяет
обеспечить удовлетворение образовательных запросов родителей, чьи дети посещают
образовательное учреждение.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в
законодательстве в области образования.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности программы результаты
участия в городских, окружных, школьных конкурсах, выставках, соревнованиях и других
мероприятиях.

4





2. Концептуальная основа дополнительного образования детей
В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному
информационному обществу нарастают вызовы
системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного
понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного
образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и
свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и
профессиональное самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы
способность человека включаться в общественные иэкономические процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими
видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
свободный
личностный
выбор
деятельности,
определяющей
индивидуальное развитие человека;
вариативность содержания и форм организации образовательногопроцесса;
доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к
возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного
образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания
мотивационного потенциала личностии инновационного потенциала общества.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что
мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры
становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих
институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом
образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее
пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию
личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию,
творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной
культуры российского народа.
Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в
жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития
мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту,
превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный
интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего
конкурентоспособность личности, общества и государства.
Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования
детей и его миссии позволит реализовать меры
государственной политики, заложенные в указах Президента РоссийскойФедерации.
В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения
базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения,
личностного роста и гражданской солидарности, это означает переход от задачи
обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче
проектирования пространства персонального образования для самореализации личности.
Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных
образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации
фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком
самого себя.
Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая
большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии
индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального
жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас,
так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения,
реализации личных жизненных замыслов и притязаний.
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки
собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик.
5


















Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ,
дети иподростки получают широкий социальный опыт конструктивного
взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное
образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а
становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования
человека как субъектакультуры и деятельности.
Пронизывая уровни начального, основного, среднего образования дополнительное
образование становится для взрослеющей личности
смысловым социокультурным
стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество,
игру, труд и исследовательскую активность.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества посредством
актуализации следующих аспектов:
участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе
добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и
ценностями;
возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ,
выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение
применительно к одаренным детям, детям сограниченными возможностями здоровья);
право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ,
педагогов и организаций;
неформализованность
содержания
образования,
организации
образовательной деятельности;
вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с
практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную
презентацию;
возможность на практике применить полученные знания и навыки;
разновозрастный характер объединений;
возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является
открытость, которая проявляется в следующих аспектах:
нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и
культурнодосуговыми общностями взрослых и сверстников,
занимающихся тем же или близким видом деятельности;
возможность для педагогов и обучающихся включать в образовательную деятельность
актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских
(подростковых), так и взрослых инициатив, и проектов, в том числе развития
волонтерства и социального предпринимательства.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения
социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания
условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и
социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального
лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема
или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных
организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет
альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений
детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В условиях информационной социализации дополнительное образование детей
инструмент формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности
подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических
перемен.
3. Цели и задачи развития дополнительного образования детей
Целями образовательной программы дополнительного образования детейявляются:
6















обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;
расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов
детей и их семей в сфере образования;
развитие инновационного потенциала общества.
Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:
развитие дополнительного образования как ресурса мотивации личности к
познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
проектирование мотивирующих образовательных сред как
необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;
интеграция дополнительного и начального, общего, среднего образования,
направленная на расширение вариативности и индивидуализации образовательной
деятельности в целом;
разработка инструментов оценки достижений детей и подростков,
способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и
дополнительном образовании, диагностика мотивации
достижений личности;
повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для
каждого;
обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с
интересами детей, потребностями семьи и общества;
обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям итехнологиям;
развитие материально-технической базы школы для занятий детей в объединениях
дополнительного образования.

7

4. Принципы развития дополнительного образования детей



















Развитие дополнительного образования детей и эффективное
использование его потенциала предполагает следующие инновационные инструменты
регулирования и управления развитием дополнительного образования детей,
сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность,
основывающиеся на принципах общественно
партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки участников образовательных
отношений:
социальная гарантия на качественное и безопасное дополнительное образование
детей;
расширение вовлеченности детей в дополнительное образование, включая
стимулирование и поддержку семей;
развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в
различных видах конструктивной и личностно-образующейдеятельности;
расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ разной
направленности;
расширение социальной и академической мобильности детей и подростков
через дополнительное образование;
психолого-педагогическое
проектированию
образовательных
сред,
стимулирования детей к познанию, творчеству и конструктивной
деятельности;
предоставление возможностей различных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций, организаций
культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса) реализации дополнительного образования
детей и подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские
больницы, научноисследовательские институты, университеты, торговые и промышленныекомплексы);
преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий
возможность продолжения образовательных траекторийна всех возрастных этапах.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны
строиться на следующих основаниях:
свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие
образовательных программ и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
вариативность,
гибкость
и
мобильность
образовательных
программ;
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета
результатов;
ориентация на метапредметные и личностные результатыобразования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и
сетевой характер реализации

8




















4. Основные механизмы развития дополнительного образования детей
Основными механизмами развития дополнительного образования детейявляются:
формирование в средствах массовой информации имиджа дополнительного
образования в школе, соответствующего ценностному статусу дополнительного
образования в современном информационномгражданском обществе;
межведомственная интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого
взаимодействия образовательных организаций города;
партнерство школы и семьи;
открытый общественный характер управления программой дополнительного
образования детей, реализуемый через механизмы
участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о
поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле
качества реализации программ;
создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и
повышение качества услуг;
управление качеством услуг дополнительного образования детей посредством
оценки качества образования и саморегулирования;
мотивация свободы выбора и построения образовательной траектории
участников образовательных отношений;
учет личных достижений детей в различных дополнительных
общеобразовательных программах (включая программы внеурочной деятельности),
основывающаяся на едином открытом формате
электронного портфолио и его представления на портале, с соблюдением всех требований
законодательства Российской Федерации о защите
персональных данных;
информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной
информации о качестве дополнительных
общеобразовательных программ, образовательных результатах и о результатах
общественной экспертизы этих программ;
поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих
особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социальноэкономическим статусом);
поиск и поддержка талантов, как основа для профессионального
самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в
инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного
производства;
опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных
сообществ, позитивного потенциала подростковых и
молодежных субкультурных сообществ.

6.

Адресность

основной
образовательной
программы
дополнительного
общеразвивающего образования
С учетом территориального расположения образовательного учреждения МБОУ "Школа
№11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии" и особенностей сетевого взаимодействия с
учреждениями дополнительного образования города, образовательная программа
дополнительного образования ориентирована на удовлетворение, как желаний родителей
(законных представителей детей),так детей, посещающих образовательное учреждение.
Программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное)
время. Прием обучающихся в объединения
дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми
9

дополнительных общеразвивающих программ.
Деятельность по организации дополнительного образования детей
осуществляется на основе дополнительной общеразвивающей программы, рабочих
дополнительных общеразвивающих программ и учебно- тематических планов педагогов
дополнительного образования.
Учебный год в объединениях дополнительного
образовании детей начинается 1сентября и заканчивается 25 мая текущего года, включая
каникулярное время, регламентируется учебным планом, расписанием занятий
объединений, календарным учебным графиком.
Деятельность обучающихся может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных
объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли,
группы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально.
Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности
дополнительных общеразвивающих программ и требований СанПиН 2.4.4.1251-03
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
учреждениям
дополнительного
образования детей (внешкольные учреждения», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных
учреждениях», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
7. Рабочие образовательные программы дополнительного образования
Реализация образовательной программы дополнительного образования предусматривает
реализацию
рабочих
дополнительных
общеразвивающих
программ
педагогов
дополнительного образования.
Содержание программ является средством оптимального достижения поставленных
целей при условии гарантий прав участников
образовательных отношений. В дополнительном образовании детей могут быть реализованы
программы дополнительного образования различного уровня: начального, основного,
среднего образования по следующим
направленностям:

техническая;

спортивно-оздоровительная;

художественная- эстетическая;

военно-патриотическая;
социальная;

10

Содержание образовательных программ дополнительного образования детей разработано на
основе:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования детей (внешкольные
учреждения»;
 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в образовательных учреждениях»;
 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
Вся система работы дополнительного образования в МБОУ "Школа №11 им. А.В.
Преснякова г. Феодосии" направлена на формирование у обучающихся способностей,
интересов и умений, необходимых для успешного функционирования в обществе, в
раскрытии их индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного
отношения к себе и к окружающей действительности.
Каждая из программ – это документ, отражающий педагогическую
концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, с учѐтом условий, методов
и технологий достижения целей, а также
предполагаемого результата. Программа раскрывает структуру
организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и
ресурсное обеспечение образовательного процесса, является индивидуальным
образовательным маршрутом личности,
содержащим возможности выхода на определенный уровень
образованности и решению задач приоритетного направления школы. Рабочие
программы дополнительного общеразвивающего образования предназначены для
работы с детьми от 6 до 18 лет и направлены на
формирование культуры творческой личности. Программы отличаются большим
разнообразием тем и оригинальным подходом к их раскрытию.
Аннотации к программам дополнительного образования детей:
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Футбол» для обучающихся 7-15 лет
Составитель Ломов Б.А. учитель физической культуры, преподаватель дополнительного
образования
Представленная программа по футболу направлена на реализацию принципа
вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в
соответствии с возрастными особенностями
учащихся, материально-технической оснащенностью учебнотренировочного процесса. Программа позволяет последовательно решать задачи
физического воспитания учащихся на протяжении всего периода обучения, формируя
целостное представление детей о физической
культуре, ее возможностях в улучшении состояния здоровья.

11

Отличительной особенностью данной программы является то, что она
создана на основе курса обучения в игре в футбол. Технические приемы, тактические
действия и игра таят в себе большие возможности для
формирования жизненно важных двигательных навыков и развития
физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее
уникальные возможности и только для физического развития, но и нравственного
воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и
характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности,
воспитания чувства коллективизма.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение
потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает
физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников. Программа так
же актуальна в связи свозросшей популярностью вида спорта футбол в нашей стране.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным
принципом комплектования групп и рассчитан на
последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических
умений и навыков.
Направленность программы - спортивно-оздоровительная
Цель: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья учащихся,
посредством игры в футбол. Воспитание гармоничной,социально активной личности.
Задачи:
- привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
- укрепление здоровья детей средствами физической культуры;
- обеспечение общефизической подготовки;
- овладение основами игры в футбол;
- привитие навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины;
-выявление перспективных детей и подростков для последующего
совершенствования их спортивного мастерства в спортивных школах.
Количество занимающихся в каждой возрастной группе – до 15 человек. Состав группы
постоянный, набор в объединение – свободный. Форма занятий – групповая.
Занимающиеся в объединении делятся на 2 группы:
- младшая (7-9 лет);
- подростковая (9-11 лет).
Основной формой занятий в кружке является тренировка:
- для первого года обучения проводятся 1 занятие в неделю (45 мин Х 2, с десятиминутным
перерывом), общее количество часов в год – 68.
- для второго, третьего годов обучения проводятся 1 занятие в неделю (45мин Х 2, с
десятиминутным перерывом), общее количество часов в год
– 68.
Ожидаемые результаты:

- улучшение физических кондиций;
- рост уровня развития физических качеств;
- освоение основных приѐмов и навыков игры в футбол;
- приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни;
- рост личностного развития ребѐнка;
- умение ребѐнком оценивать свои достижения;
- продолжение обучения перспективных детей в ДЮСШ
Категория программы – ознакомительная.

Аннотация к рабочей программе дополнительного образования "Богатырь"
для обучающихся 7-15 лет.
12

Составитель Прокопчук Р.В., учитель физической культуры.
Представленная программа кружковой работы "Богатырь" направлена на реализацию
принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного
материала в соответствии с возрастными особенностями
учащихся, материально-технической оснащенностью учебнотренировочного процесса. Программа позволяет последовательно решать задачи
физического воспитания учащихся на протяжении всего периода обучения, формируя
целостное представление детей о физической
культуре, ее возможностях в улучшении состояния здоровья.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
создана на основе курса физического воспитания. Технические приемы, тактические
действия таят в себе большие возможности для
формирования жизненно важных двигательных навыков и развития
физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее
уникальные возможности и только для физического развития, но и нравственного воспитания
детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера,
формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства
коллективизма.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение
потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает
физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным
принципом комплектования групп и рассчитан на
последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических
умений и навыков.
Направленность программы - спортивно-оздоровительная
Цель: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья
учащихся. Воспитание гармоничной, социально активной личности.
Задачи:
- привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- укрепление здоровья детей средствами физической культуры;
- обеспечение общефизической подготовки;
- овладение основами здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
- улучшение физических кондиций;
- рост уровня развития физических качеств;
- приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни;
- рост личностного развития ребѐнка;
- умение ребѐнком оценивать свои достижения;
- продолжение обучения перспективных детей в ДЮСШ
Категория программы – ознакомительная

Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Медицина катастроф» для обучающихся 7-17 лет.
Составитель Ломов Б.А., преподаватель ОБЖ, педагог дополнительного образования.
Данная рабочая программа дополнительного образования «Медицина катастроф»
предназначена для реализации в рамках кадетского образования.
Рассчитана на возраст учащихся 7-17 лет.
Основные цели и задачи: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими
понятиями и терминами, учить применять их на практике, расширить область знаний по
биологии, сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной.
13

Задачи: в сравнительно короткое время каждого занятия научить учащихся определѐнным
практическим навыкам первой медицинской помощи.
Планируемые результаты:
•
новые знания по биологии;
•
овладение практическим навыкам первой медицинской помощи;
•
профессиональная ориентация;
•
умение работать в группе и самостоятельно.
Категория программы – ознакомительная.
Аннотация к рабочим программ дополнительного образования
«Ритмика», "Фейеверк", "Современного танца" для детей от 7 до 17 лет
Составитель: Соловьѐва Е.Н. преподаватель дополнительного образования
Данные программы рассчитаны как на детей от 7-х лет, так и старших школьников.
Данные программы просты в своем применении, разработаны специально для детской
аудитории. Каждое занятие сопровождается современной музыкой,
которая не дает учащимся устоять на месте. Легкие и понятные комбинации движений ребята
выполняют под ритмы:
Для того чтобы посещать занятия, не потребуется дорогостоящей экипировки или
дополнительного снаряжения. Достаточно обычного комплекта одежды для занятия
фитнесом. Рекомендуют в этом случае приобрести:
•
футболку;
•
спортивные шорты или капри;
•
чешки, кеды или легкие кроссовки.
Одежда должна быть легкой и не стесняющей движения. Это позволит ребенку не
испытывать дискомфорта во время выполнения достаточно интенсивных танцевальных
комбинаций.
Искреннюю любовь к танцевальным занятиям можно объяснить тем, что танец для детей
позволяет делать то, что им так нравится:
•
прыгать;
•
хлопать в ладоши;
•
танцевать;
•
веселиться;
•
подпевать во весь голос и т.д.
Благодаря регулярно посещаемым занятиям, наши воспитанники не только обретут
прекрасную физическую форму и выносливость, но и научатся:
•
командной работе;
 организованности;
•
дисциплине.
Помимо этого веселые танцевальные упражнения помогут ребятам:
•
развить собственный творческий потенциал;
•
улучшить свойства памяти;
•
научиться пониманию своего тела;
•
тренировать координацию движений;
•
освоить балансирующие упражнения;
•
поработать над пластикой тела;
•
сформировать чувство ритма.
Кроме физической пользы танец для ребенка помогает решить несколько задач
14

психологического направления. Во время увлекательного танца
учащиеся:
•
учатся коллективному общению;
•
подражают друг другу;
•
заводят себе новых друзей;
•
снимают стресс;
•
учатся не бояться ошибок;
•
выплескивают накопившуюся энергию.
Стоит ли говорить, что каждое занятие станет отличной заменой долгому "просиживанию"
перед телевизором или компьютером в сопровождении сладостей и чипсов. При
необходимости танец для ребенка станет
прекрасным способом деликатно снизить лишний вес и надолго сохранитьрезультат.
Веселый и зажигательный танец для детей поможет каждому ученику с раннего
возраста обрести любовь к здоровому образу жизни! Ребенок, который много двигается,
растет более жизнерадостным, здоровым и уверенным в себе!
Танец для ребенка со временем станет одним из самых любимых его занятий, и он с
нетерпением будет ждать следующего посещения нашего
занятий, чтобы с неподдельным удовольствием разучивать увлекательные изабавные движения!
Категория программы – ознакомительная.
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Радость творчества» для обучающихся 12-14 лет.

Составитель Кравчук Е.В., учитель технологии, педагог дополнительного образования.
Данная рабочая программа дополнительного образования «Радость творчества»
составлена на основе примерных программ художественно – эстетического цикла и состоит в
том, чтобы дать возможность детям проявить себя,
творчески раскрыться в области декоративно – прикладного искусства. Знание народных
традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую
роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к
пониманию национальных культур других народов.
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 1 академический
час (академический час – 45 мин, перемена – 15 мин.).
Содержание учебно-тематического плана рассчитано на 34 часа.
Цель:
Способствовать развитию творческих способностей и креативного
мышления детей средствами декоративно – прикладного искусства.Задачи:
- вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами,инструментами;
- творчески мыслить, искать и находить оригинальные, нестандартныерешения;

- самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - здесь

подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального
результата труда
- воспитывают эстетический вкус, мышление, цветовые сочетания.
- научить понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого
ребѐнка(фантазию, наблюдательность);
15

- развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание; развивать положительные эмоции и волевыекачества;
- развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративноприкладного искусства.
- развивать моторику рук, глазомер
- развитие эмоциональной сферы - ребенок от видения своего собственного результата
получает радость.
Планируемые результаты:
В результате обучения дети должны знать:
- основы материаловедения и цветоведения; народные традиции;должны уметь:
- владеть навыками художественного мастерства; применять знания, умения, навыки,
полученные на занятиях, в дальнейшей повседневнойжизни;
должны быть:
- коммуникативными; эстетически грамотными; творческие личности.
Категория программы: ознакомительная
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Финансы от А до Я» для обучающихся 7-14 лет.

Составитель: Бородина Н.П., педагог дополнительного образования
Программа социальной направленности, разработана в рамках проекта "Содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового
образования в Российской Федерации".
Новизной
программы является еѐ направленность
на формирование
финансовой
грамотности учащихся на основе построения прямой связи между
получаемыми
знаниями и их практическим применением.
Цель занятий – формирование специальных компетенций в области управления личными
финансами у учащихся, развитие экономического образа мышления.
Задачи:
образовательные:
1 - формировать умение получать и критически осмысливать экономическую
информацию;
2 - формировать опыт применения знаний о финансовых институтах в сфере управления
личными финансами;
3 - воспитывать ответственность за принятие экономических решений;
4 - формировать опыт применения знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Категория программы – ознакомительная.

16

8. Учебный план, календарный учебный график
Учебный план и расписание дополнительного образования обучающихся в МБОУ
"Школа №11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии" составлены с учѐтом современных
требований, направленных на совершенствование учебного процесса в условиях
модернизации Российского образования, на основе нормативно-правовых документов,
регламентирующих реализацию учебного плана дополнительного образования детей в
МБОУ "Школа №11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии":
1. Закона РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Концепция развития
дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
24апреля 2015г. № 729-р.
2. Устава школы МБОУ "Школа №11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии".
3. Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН2.4.4.3172-14).
4. Положения об организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в МБОУ "Школа №11
им. А.В. Преснякова г. Феодосии"
Учебный план отражает цели, задачи, содержание дополнительного образования, а
также интересы обучающихся и родителей.
Цель дополнительного образования – создание условий для формирования образовательной
среды, которая поможет обеспечить каждому
обучающемуся доступное, отвечающее его запросам, качественное дополнительное
образование на основе эффективных личностно- ориентированных педагогических
технологий, развитию социальной активности и реализации творческого потенциала
обучающихся,
сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательногопроцесса.
Учебный план отражает направленность общеразвивающих программ, образовательную
область и объѐм учебной нагрузки.
Направленности выбраны с учетом имеющихся педагогических кадров, материально –
технических возможностей учреждения, запросов
обучающихся, их родителей. Дополнительное образование в школе реализуется на
бесплатной основе.
Количество ставок – 2 в количестве 1122 часа по основной должности и 102 часа по
совмещению. Учебный план составлен из расчѐта 34 учебных недель. Занятия по
дополнительному образованию начинаютсяс 1 сентября и заканчиваются 25 мая.

17

Календарный учебный график
дополнительного образования МБОУ "Школа №11
им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым"
на 2022-2023 уч.год (5-дневная рабочая неделя, 34 недели)
I четверть – 01 сентября 2022 года – 28 октября 2022 года;
II четверть – 07 ноября 2022 года – 28 декабря 2022 года;
III четверть –09 января 2023 года – 23 марта 2023 года;
IV четверть – 03 апреля 2023 года – 26 мая 2023 года.

Сроки и продолжительность каникул:
Осенние: 28 октября 2022 – 06 ноября 2022 (10 дней);
Зимние:

29 декабря 2022 – 08 января 2023 (11 дней);

Весенние: 24 марта 2023 – 2 апреля 2023 (10 дней).

Продолжительность занятий педагогов – 45 минут, 15 минутный перерыв для отдыха.
Между занятиями общеобразовательных дисциплин и
посещением бюджетных детских объединений предусмотрен перерыв 1 час. Бюджетные
детские объединения разновозрастные. Наполняемость групп соответствует
оптимальным и допустимым нормам от 10 до 15
человек в группе, минимальный возраст зачисления детей соответствует норме.
Учебный план дополнительного образования детей школы имеет необходимое кадровое,
методическое и материально-техническое
обеспечение. Реализация образовательных программ обеспечена учебно- методической
литературой, дидактическими материалами, ТСО,
кабинетами ОБЖ, технологии, информатики, музыки, ИЗО, большим и малым
спортивными залами, актовым залом, мастерскими.
Формы осуществления образовательного процесса в рамках дополнительного
образования – объединения (клуб, секция, студия,кружок).

18

19

Учебный план
дополнительного образования МБОУ "Школа №11
им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым"
на 2022-2023 уч.год (5-дневная рабочая неделя, 34 недели)
Направление
кружковой
работы

Название
кружка

Художественно - Фейеверк
эстетическая
Ритмика
направленность
Современного
танца
Основы хорового
пения
Весѐлые нотки
Основы
вокального пения
ВоенноМузейное дело на
патриотическая
стыке эпох
направленность
Юный патриот
Медицина
катастроф
Растим патриотов
Боевая
слава
Феодосии
Техническая
Соколы
Крыма
направленность
(авиамоделирован
ие)
Социальная
Вектор успеха
направленность
Финансы от А до
Я
СпортивноБогатырь
оздоровительная
Футбол
направленность
Теннис
Итого
Всего по плану

Возрастная
группа

Количеств
о групп

Длительнос
ть занятия

Срок
реализац
ии

1-4 классы
5-9 классы
10-11 классы

2
2
2

2 часа
4 час
4часа

1 год
1 год
1 год

1-4 классы

2

4 часов

1 год

1-2 классы
1-4 классы

1
2

1 час
2 час

1 год
1 год

5-11 классы

1

1 час

1 год

5-9 классы
5-9 классы

1
1

2 часа
1 час

1 год
1 год

8-11 классы
9-11 классы

1
1

4 часа
1 час

1 год
1 год

5-9 классы

2

4 часа

1 год

10-11 классы
5-9 классы

1
1

2 час
1 час

1 год
1 год

5-9 классы
5-9 классы
5-11 кл

1
1
1

2 часа
2 час
1
36
36

1 год
1 год
1 год

20

9. Методическое сопровождение и повышение профессионального уровня
педагога дополнительного образования.
Категорийный состав педагогов дополнительного образования.
Высшая кв. категория: 0
Первая кв. категория: 0
без категорий: 7
Всего педагогов: 7
Содержание методической деятельности:

1. Организация

системы

повышения

Время
квалификации

педагогов.
2. Участие в семинарах, конкурсах, конференциях.
3.Оказание педагогам ДО информационной,
консультативно-методической
помощи
через
методические семинары.
4. Экспертиза рабочих программ педагогов
дополнительного образования.
5. Оказание методической помощи в подготовке открытых
занятий, выставок, конкурсов, концертов.
6. Консультации по работе над методической темой
педагогам дополнительного образования.
7. Посещения занятий педагогов дополнительного образования
с последующим анализом и самоанализом.

Август
В течение
года
В течение
года
Сентябрь В
течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года

10. Используемые и необходимые ресурсы
Научно-методическое обеспечение программы

- Научно-методические рекомендации по организации и мониторингу внеучебной

деятельности.
- Рабочие программы дополнительного общеразвивающего образования в соответствии с
направленностями и видами внеучебной деятельности.
- Публицистическая литература.
Периодическая литература (журналы, газеты)
-Методическое
обеспечение
каждой
общеразвивающей
программы
(диагностические методики, конспекты занятий, разнообразный дидактический
материал к занятиям);
- Сценарии досуговых мероприятий.
Организационные ресурсы
- Обновление рабочих программ дополнительного общеразвивающего образования,
введение новых.
- Формы отчета перед общественностью.
- Циклограммы режимных управленческих мероприятий: расписание занятий, планы
работы, графики контроля, отчетности на учебный год.Мотивационные ресурсы
21

Использование различных форм мотивации педагогов школы, детей, родителей с
целью стимулирования включенности их в учебно- воспитательный процесс.
Материально-техническое обеспечение
Для организации образовательного процесса в здании имеются учебные помещения,
актовый зал, библиотека, 2 спортивных зала, кабинет ИЗО, музыки, технологии,
мастерские. Кабинеты укомплектованы
компьютерами.
Минимальное
материально-техническое
обеспечение
программы
предполагает наличие следующего инвентаря и оборудования: для занятий по
дополнительным общеразвивающим программам
столы, стулья, демонстрационные доски, компьютер в комплектации, материалы и
оборудование (в соответствии с направлением и видом
деятельности). Количество мебели рассчитывается по количеству
обучающихся в группе, а так же учитываются условия для труда педагога и для хранения
материалов и инвентаря;
для проведения досуговых мероприятий
– усилитель (компьютер в комплектации), микрофоны, акустическая
система (микшерный пульт, сабвуфер, усилители, шнуры), мультимедиа проектор, экран,
игровое оборудование (мячи, кегли, скакалки, самокаты и пр.), подборка музыки (для
проведения игр, танцев), театральные костюмыи другое оборудование.
11.

Основные организационные мероприятия по реализации Программы
Взаимодействие с социокультурными учреждениями
Условиями эффективного взаимодействия МБОУ "Школа №11 им. А.В.
Преснякова г. Феодосии" с социальными партнерами выступают:

открытость школы;

установление доверительных и деловых контактов;

использование образовательного и творческого потенциала социума;

реализация активных форм и методов общения.
Приоритетными направлениями сотрудничества являются: создание
условий для полноценного развития; сохранение и укрепление здоровья детей,
формирование основ культуры личности, творческого потенциала воспитанников;
подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Основные формы организации социального партнерства:

совместные мероприятия: спортивные праздники, коллективно- творческие
мероприятия: участие в выставках, конкурсах детского творчества, концертных
программах и т.д.;
Социальные партнеры:






Центр "Интеллект" г. Феодосии;
Детская спортивная школа №2
Художественная школа им. Волошина;
музыкальная школа.

12. Ожидаемые результаты реализации Программы





Реализация Программы обеспечит следующие результаты:
дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 95
процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;
сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных
общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого
спектра предложений в школе и со
стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и
молодежью ресурсов неформального и информального
22























образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного
досуга;
сформированы механизмы мотивационной поддержки детей на участие в дополнительном
образовании;
семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о
дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная
поддержка в выборе программ и
планировании индивидуальных образовательных траекторий;
сформированы
эффективные
механизмы
общественного
управления
дополнительным образованием детей;
реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненнойситуации, одаренными детьми;
обеспечено
высокое
качество
и
обновляемость
дополнительных
общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения
квалифицированных кадров, сочетания инструментов общественного контроля,
независимой оценки качества и
саморегулирования;
действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного
профессионального развития педагогических и
управленческих кадров;
создана материально-техническая база, удовлетворяющая
общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и
оздоровлении детей.
В результате реализации Программы будут обеспечены:
повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством
своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых услуг
дополнительного образования;
 сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов
распространения в подростковой среде курения,
алкоголизма, наркомании, игромании;
 рост физической подготовленности детей и снижение
заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровомуобразу жизни;
увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых
продолжить свое обучение в спортивных школах и
профессиональных образовательных организациях в области физическойкультуры и спорта;
укрепление социальной стабильности общества за счет
сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций,
механизмов межкультурной коммуникации;
формирование у молодого поколения гражданской позиции,патриотизма;
повышение конкурентоспособности выпускников школы на основе высокого уровня
полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых
компетенций.
проведение досуговых занятий для граждан старшего поколения по всем
заявленным компетенциям в полном объѐме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной
23

Школе / М.: «Сентябрь», 2005. - 192 с.
2.
Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система
дополнительного образования детей /Дополнительное образование. 2017
№3
3.
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.
М.,2016.
4.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2017.
5.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование
детей: - М.: 2012.
6.
Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы
дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2015. № 9. - С. 21 - 23. 5. festival.1september.ru.
7.
Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. - М. 2017.
Салык
Н.А.
Требования
к
организации
внеурочной
деятельности.http://tiuu.ru/content/pages/228.htm.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».