Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от 30.08.2022. Председатель МО Е.А.Голубовская СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Л.В.Сидорова 30.08.2022. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Школа № 11 им. А.В. Преснякова от 31.08.2022 № 284 Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» Классы: 4-Б Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1_____ часов; Срок реализации программы, учебный год 2022/2023 Рабочую программу составили: учитель начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А. I. Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основании следующих документов: Учебного плана МБОУ Школа № 11 им А.В.Преснякова г Феодосии на 2020-2021 уч.год. Авторской программы учителя начальных классов МБОУ Школа № 11 им А.В.Преснякова г Феодосии Голубовской Е.А. Программа курса «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Цель курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий. Задачи курса: Обучающие: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. развитие памяти, личностной сферы. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, интерес к математики; развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Программа рассчитана на учащихся 3 класса. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, математические игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся. Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе занятий Использование мультимедийных презентаций. Использование Интернет ресурсов при организации учебно – познавательной деятельности на занятиях. Использование электронных тренажеров . Межпредметные связи (литература, русский язык, изобразительное искусство, музыка, ИКТ) Этнокультурный компонент (НРК) представлен задачами о птицах и животных Хакасии, хакасскими ребусами, загадками. Формы проведения занятий В практике работы используются следующие формы: -индивидуальные и групповые; -практические и теоретические; -беседы; -игры с мячом; -работа с конструкторами; - конкурсы знатоков; -игровые занятия; -игры-состязания, КВН. -игра - соревнование. Режим и место проведения занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Занятия проводятся в учебном классе. Формы подведения итогов работы. Формой подведения итога курса «Занимательная математика» является «Конкурс знатоков». Основные методы и технологии информационно коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии; технология развивающего обучения. технология разноуровневого обучения. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. II. Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. – выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100 – решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b; – решать задачи в 2–3 действия; – находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон; – находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул; – чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам; – узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду; – записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте; – читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм; – решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание); – составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства); – заполнять магические квадраты размером 3х3; – находить число перестановок не более чем из трех элементов; – находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2); – находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству; – проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот; – объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением; – решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; – уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса. Универсальные учебные действия: Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. III. Тематическое планирование. На изучение курса «Математика для любознательных» в 4 классе отводится 34 часа, № Количество часов Тема занятия Всего Теория практика 1 Как люди научились считать. Разные системы счисления. 1 10 мин. 30 мин. 2 Математика – это интересно. 1 10 мин. 30 мин. 3 Числа – великаны. Загадки – смекалки. 1 15 мин. 25 мин. 4 Танграм: древняя китайская головоломка. 1 15 мин. 25 мин. 5 Сообрази. Узнай цифру. 1 15 мин. 25 мин. 6 Путешествие точки. 1 15 мин. 25 мин. 7 Волшебная линейка 1 15мин. 25 мин. 8 Праздник числа 10 1 15 мин. 25 мин. 9 Семь чудес света 1 15 мин. 25 мин. 10 Конструирование многоугольников из деталей танграма 1 15 мин. 25 мин. 11 Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего. 1 10 мин. 30 мин. 12 Игра - соревнование «Весёлый счёт» 1 10 мин. 30мин. 13 Игры с кубиками 1 10 мин. 30мин. 14 Математическая викторина 1 15 мин. 25 мин. 1516 Лего - конструкторы 2 15 мин. 25 мин. 17 Весёлая геометрия 1 15 мин. 25 мин. 18 Математическая карусель 1 15 мин. 25 мин. 19 Математическое путешествие 1 10 мин. 30 мин. 20 Уголки 1 10 мин. 30 мин. 21 Игра в магазин. Монеты. 1 10 мин. 30 мин. 22 Конкурс Знатоков математики 1 15 мин. 25 мин. 23 Весёлые задания 1 15 мин. 25 мин. 2425 Спичечный конструктор 2 15 мин. 25 мин. 26 Прятки с фигурами 1 10 мин. 30 мин. 27 Математический КВН 1 10 мин. 30 мин. 28 Математические игры 1 10 мин. 30 мин. 29 Математический аукцион 1 15 мин. 25 мин. 30 Игры с кубиками 1 15 мин. 25 мин. 3132 Числовые головоломки 2 15 мин. 25 мин. Час весёлой математики 33 34 Конкурс знатоков Итого 1 15 мин. 1 34 ч. IV. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса 1. Компьютер. 2. Раздаточный материал (кроссворды, ребусы, головоломки) 3. Использование таблиц, опорных схем, динамических раздаточных пособий по математике. 25 мин. 40 мин. V. Календарно-тематическое планирование. № Тема Основное содержание занятия 1 2 3 1 Как люди научились считать. Разные системы счисления. 2 3 4 Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. НРК. Хакасский счет. Математические пирамиды. Математик Решение а – это нестандартных интересно. задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 *3 клетки). Числа – Числовой великаны. палиндром: число, Загадки – которое читается смекалки. одинаково слева направо и справа налево. Игра «Не собьюсь!». Танграм: Составление древняя картинки с заданным китайская разбиением на части; головолом с частично ка. заданным разбиением на части; Кол-во часов Формы и методы работы Вид деятельно сти 4 5 6 1 математ.игр ы, легенда, фронталь ная, групповая 1 математ.игр ы, считалки парная 1 математ.игр ы, ребусы фронталь ная, парная 1 математ.игр ы, считалки индивдуа льная Дата проведения По плану Факт 5 6 7 8 9 10 Сообрази. Узнай цифру. Путешеств ие точки. Волшебна я линейка Праздник числа 100 Семь чудес света Конструир без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. Царство математики. Игра «узнай цифру». Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательность ю «шагов» (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Это интересно. Игра «Какой ряд дружнее? Составление 1 математ.игр ы, фронталь ная, групповая 1 математичес кие головоломки , занимательн ые задачи фронталь ная, парная 1 математичес кие головоломки , занимательн ые задачи индивдуа льная 1 математ.игр ы, 1 математ.игр ы, 1 математичес индивдуа льная фронталь ная, групповая индивдуа ование многоугол ьников из деталей танграма 11 12 13 14 многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Разрезание Работа в парах. Игра клетчатых «Не подведи друга». фигур. Решение задач НРК. Правило крайнего. Игра Найти, показать и соревнова назвать числа по ние порядку (от 100 до «Весёлый 200). Числа от 100 до счёт» 20 0расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Игры с Подсчёт числа точек кубиками на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. Математи «Угадай задуманное кие головоломки , занимательн ые задачи 1 математ.игр ы, льная парная фронталь ная, парная 1 1 математ.игр ы, фронталь ная, групповая 1 математ.игр индивдуа ческая викторина 15 16 17 18 Лего конструкт оры Лего конструкт оры Весёлая геометрия Математи ческая карусель число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой». Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. НРК 1 ы, льная математ.игр ы, парная фронталь ная, парная 1 конструктор 1 Игры «Крестикинолики», фронталь «Крестикиная, нолики на групповая бесконечной доске», 1 математичес кие головоломки , занимательн ые задачи индивдуа льная 19 20 21 22 Математи ческое путешеств ие Уголки Игра в магазин. Монеты. Конкурс Знатоков математик и Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Сложение и вычитание в пределах 1000. Игра «Кто хочет стать математиком?» Решение олимпиадных задач международного конкурса 1 Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточкисчиталочки» 1 Весёлые задачи, ребусы. фронталь ная, парная 1 Весёлые задачи, ребусы.игры фронталь ная, групповая 1 математ.игр ы, парная индивдуа льная 23 24 25 26 27 28 29 30 Весёлые задания Спичечны й конструкт ор Спичечны й конструкт ор Прятки с фигурами Математи ческий КВН Математи ческие игры Математи ческий аукцион Игры с кубиками «Кенгуру». В гостях у Незнайки. Весёлые задачи, ребусы. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». Групповая работа, игра – соревнование. «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Секреты задач. Решение нестандартных задач. НРК. Сложение и вычитание в пределах 20. 1 Весёлые задачи, ребусы. парная 1 математ.игр ы фронталь ная, парная 1 математ.игр ы фронталь ная, групповая 1 Весёлые задачи, ребусы. индивдуа льная парная 1 1 математ.игр ы, парная 1 1 фронталь ная, групповая Игры «Волшебная палочка», индивдуа льная 31 32 33 34 Числовые головолом ки Числовые головолом ки Час весёлой математик и Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Командная игра. «Построй башню», загадки, задачи, блиц – опрос. Работа в группах, оценивание подборки материала. «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь» 1 Весёлые задачи, ребусы. фронталь ная, групповая 1 Весёлые задачи, ребусы фронталь ная, парная 1 Конкурс знатоков 1 Всего 34 ч загадки, задачи, блиц – опрос. Весёлые задачи, ребусы. загадки, задачи, блиц – опрос. парная индивдуа льная VI . Список литературы. 1.Доржиева Л.А, Стромилова Л.М. «Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС»; 2.Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников»; 3.В.Волина « Праздник числа» М, 1995; 4.Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000; 5.Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989; 6.Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993; 7.Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». М. Издательство «Мозаика-синтез» 2001г.; 8.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО Издательство «Астрель». 2007г.; 9..Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет.