Решаем вместе
Есть вопрос?

Умники и умницы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым»

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
протокол № 1
от 30.08.2022.
Председатель МО
Е.А.Голубовская

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Л.В.Сидорова
30.08.2022.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Школа № 11
им. А.В. Преснякова
от 31.08.2022 № 284

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Классы: 4-Б
Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1_____ часов;
Срок реализации программы, учебный год

2022/2023

Рабочую программу составили: учитель начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А.

I. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основании
следующих документов:
 Учебного плана МБОУ Школа № 11 им А.В.Преснякова г Феодосии на 2020-2021 уч.год.
 Авторской программы учителя начальных классов МБОУ Школа № 11 им А.В.Преснякова г Феодосии Голубовской Е.А.
Программа курса «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие
личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько
новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность,
формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Цель курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции
учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Задачи курса:
Обучающие:
 формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
 формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
 формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и
проверять простейшие гипотезы;
 формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
 привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
 развитие памяти, личностной сферы.
Воспитывающие:
 воспитание культуры обращения с книгой;
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
 развивать познавательную активность учащихся, интерес к математики;
 развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности;
 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
 учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества
ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро
усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций
активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение

элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на
этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать,
сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа рассчитана на учащихся 3 класса.

Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют
осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, математические игры, дидактический и
раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
 занимательность;
 научность;
 сознательность и активность;
 наглядность;
 доступность;
 связь теории с практикой;
 индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много
говорят.
Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе занятий
 Использование мультимедийных презентаций.
 Использование Интернет ресурсов при организации учебно – познавательной деятельности на занятиях.
 Использование электронных тренажеров .
Межпредметные связи (литература, русский язык, изобразительное искусство, музыка, ИКТ)
Этнокультурный компонент (НРК) представлен задачами о птицах и животных Хакасии, хакасскими ребусами, загадками.
Формы проведения занятий
В практике работы используются следующие формы:
-индивидуальные и групповые;
-практические и теоретические;

-беседы;
-игры с мячом;
-работа с конструкторами;
- конкурсы знатоков;
-игровые занятия;
-игры-состязания, КВН.
-игра - соревнование.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Занятия проводятся в учебном классе.
Формы подведения итогов работы.
Формой подведения итога курса «Занимательная математика» является «Конкурс знатоков».
Основные методы и технологии
 информационно коммуникативные технологии;
 здоровьесберегающие технологии;
 технология развивающего обучения.
 технология разноуровневого обучения.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных
учебных действий и личностных качеств школьника.

II. Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:


Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятии.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты

проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100
– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;
– решать задачи в 2–3 действия;
– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;
– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;
– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
– заполнять магические квадраты размером 3х3;
– находить число перестановок не более чем из трех элементов;
– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному
множеству, а другой – второму множеству;
– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Универсальные учебные действия:
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
 Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной
работы.
 Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
 Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
 Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
 Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

III. Тематическое планирование.
На изучение курса «Математика для любознательных» в 4 классе отводится 34 часа,
№

Количество часов

Тема занятия
Всего

Теория

практика

1

Как люди научились считать. Разные
системы счисления.

1

10 мин.

30 мин.

2

Математика – это интересно.

1

10 мин.

30 мин.

3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

1

15 мин.

25 мин.

4

Танграм: древняя китайская
головоломка.

1

15 мин.

25 мин.

5

Сообрази. Узнай цифру.

1

15 мин.

25 мин.

6

Путешествие точки.

1

15 мин.

25 мин.

7

Волшебная линейка

1

15мин.

25 мин.

8

Праздник числа 10

1

15 мин.

25 мин.

9

Семь чудес света

1

15 мин.

25 мин.

10

Конструирование многоугольников из
деталей танграма

1

15 мин.

25 мин.

11

Разрезание клетчатых фигур. Правило
крайнего.

1

10 мин.

30 мин.

12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

1

10 мин.

30мин.

13

Игры с кубиками

1

10 мин.

30мин.

14

Математическая викторина

1

15 мин.

25 мин.

1516

Лего - конструкторы

2

15 мин.

25 мин.

17

Весёлая геометрия

1

15 мин.

25 мин.

18

Математическая карусель

1

15 мин.

25 мин.

19

Математическое путешествие

1

10 мин.

30 мин.

20

Уголки

1

10 мин.

30 мин.

21

Игра в магазин. Монеты.

1

10 мин.

30 мин.

22

Конкурс Знатоков математики

1

15 мин.

25 мин.

23

Весёлые задания

1

15 мин.

25 мин.

2425

Спичечный конструктор

2

15 мин.

25 мин.

26

Прятки с фигурами

1

10 мин.

30 мин.

27

Математический КВН

1

10 мин.

30 мин.

28

Математические игры

1

10 мин.

30 мин.

29

Математический аукцион

1

15 мин.

25 мин.

30

Игры с кубиками

1

15 мин.

25 мин.

3132

Числовые головоломки

2

15 мин.

25 мин.

Час весёлой математики
33
34

Конкурс знатоков
Итого

1

15 мин.

1
34 ч.

IV. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1. Компьютер.
2. Раздаточный материал (кроссворды, ребусы, головоломки)
3. Использование таблиц, опорных схем, динамических раздаточных пособий по математике.

25 мин.
40 мин.

V. Календарно-тематическое планирование.
№

Тема

Основное
содержание занятия

1

2

3

1

Как люди
научились
считать.
Разные
системы
счисления.

2

3

4

Древние люди.
Зарубки на палках.
Арабские числа и
египетские. НРК.
Хакасский счет.
Математические
пирамиды.
Математик Решение
а – это
нестандартных
интересно. задач. Игра «Муха»
(«муха»
перемещается по
командам «вверх,
«вниз», «влево»,
«вправо» на
игровом поле 3 *3
клетки).
Числа –
Числовой
великаны. палиндром: число,
Загадки –
которое
читается
смекалки. одинаково
слева
направо
и справа
налево.
Игра «Не собьюсь!».
Танграм:
Составление
древняя
картинки с заданным
китайская разбиением на части;
головолом с
частично
ка.
заданным
разбиением на части;

Кол-во
часов

Формы и
методы
работы

Вид
деятельно
сти

4

5

6

1

математ.игр
ы,
легенда,

фронталь
ная,
групповая

1

математ.игр
ы,
считалки

парная

1

математ.игр
ы,
ребусы

фронталь
ная,
парная

1

математ.игр
ы,
считалки

индивдуа
льная

Дата
проведения
По
плану

Факт

5

6

7

8

9

10

Сообрази.
Узнай
цифру.
Путешеств
ие точки.

Волшебна
я линейка

Праздник
числа 100

Семь
чудес
света
Конструир

без
заданного
разбиения. Проверка
выполненной
работы.
Царство математики.
Игра «узнай цифру».
Построение рисунка
(на листе в клетку) в
соответствии
с
заданной
последовательность
ю
«шагов»
(по
алгоритму).
Проверка
работы.
Построение
собственного
рисунка и описание
его «шагов».
Шкала
линейки.
Сведения из истории
математики: история
возникновения
линейки.
Игры
«Задумай
число»,
«Отгадай
задуманное число».
Восстановление
примеров:
поиск
цифры,
которая
скрыта.
Это интересно. Игра
«Какой
ряд
дружнее?
Составление

1

математ.игр
ы,

фронталь
ная,
групповая

1

математичес
кие
головоломки
,
занимательн
ые задачи

фронталь
ная,
парная

1

математичес
кие
головоломки
,
занимательн
ые задачи

индивдуа
льная

1

математ.игр
ы,

1

математ.игр
ы,

1

математичес

индивдуа
льная

фронталь
ная,
групповая
индивдуа

ование
многоугол
ьников из
деталей
танграма

11

12

13

14

многоугольников с
заданным
разбиением на части;
с
частично
заданным
разбиением на части;
без
заданного
разбиения.
Составление
многоугольников,
представленных
в
уменьшенном
масштабе. Проверка
выполненной
работы.
Разрезание Работа в парах. Игра
клетчатых «Не подведи друга».
фигур.
Решение задач НРК.
Правило
крайнего.
Игра Найти, показать и
соревнова назвать числа по
ние
порядку (от 100 до
«Весёлый 200). Числа от 100 до
счёт»
20 0расположены в
таблице (4 х5) не по
порядку,
а
разбросаны по всей
таблице.
Игры с
Подсчёт числа точек
кубиками
на верхних гранях
выпавших кубиков
(у
каждого
два
кубика). Взаимный
контроль.
Математи «Угадай задуманное

кие
головоломки
,
занимательн
ые задачи

1

математ.игр
ы,

льная

парная

фронталь
ная,
парная

1

1

математ.игр
ы,

фронталь
ная,
групповая

1

математ.игр

индивдуа

ческая
викторина

15

16

17

18

Лего конструкт
оры

Лего конструкт
оры
Весёлая
геометрия

Математи
ческая
карусель

число», «Любимая
цифра»,
«Угадай
возраст
и
дату
рождения»,
«Сравнение прямой
и кривой».
Знакомство с
деталями
конструктора,
схемамиинструкциями и
алгоритмами
построения
конструкций.
Выполнение
постройки по
собственному
замыслу.
Решение задач,
формирующих
геометрическую
наблюдательность.
Геометрические
узоры.
Закономерности в
узорах. Симметрия.
Фигуры, имеющие
одну и несколько
осей симметрии.
Работа в «центрах»
деятельности:
Конструкторы.
Математические
головоломки.
Занимательные
задачи. НРК

1

ы,

льная

математ.игр
ы,

парная

фронталь
ная,
парная

1

конструктор

1

Игры
«Крестикинолики»,
фронталь
«Крестикиная,
нолики
на групповая
бесконечной
доске»,

1

математичес
кие
головоломки
,
занимательн
ые задачи

индивдуа
льная

19

20

21

22

Математи
ческое
путешеств
ие

Уголки

Игра в
магазин.
Монеты.
Конкурс
Знатоков
математик
и

Сложение и
вычитание в
пределах 100.
Вычисления в
группах. 1-й ученик
из числа вычитает 3;
второй – прибавляет
2, третий – вычитает
3, а четвертый –
прибавляет 5.
Ответы к четырём
раундам
записываются в
таблицу.
Составление фигур
из 4, 5, 6, 7 уголков:
по образцу, по
собственному
замыслу. Разрезание
и составление фигур.
Деление заданной
фигуры на равные по
площади части.
Поиск заданных
фигур в фигурах
сложной
конфигурации.
Сложение
и
вычитание
в
пределах 1000.
Игра «Кто хочет
стать математиком?»
Решение
олимпиадных задач
международного
конкурса

1

Игры с
мячом:
«Наоборот»,
«Не урони
мяч». Игры
с набором
«Карточкисчиталочки»

1

Весёлые
задачи,
ребусы.

фронталь
ная,
парная

1

Весёлые
задачи,
ребусы.игры

фронталь
ная,
групповая

1

математ.игр
ы,

парная

индивдуа
льная

23

24

25

26

27

28

29

30

Весёлые
задания
Спичечны
й
конструкт
ор
Спичечны
й
конструкт
ор
Прятки с
фигурами

Математи
ческий
КВН
Математи
ческие
игры
Математи
ческий
аукцион
Игры с
кубиками

«Кенгуру».
В гостях у Незнайки.
Весёлые
задачи,
ребусы.
Построение
конструкции
по
заданному образцу.
Перекладывание
нескольких спичек в
соответствии
с
условием. Проверка
выполненной
работы.
Поиск
заданных
фигур в фигурах
сложной
конфигурации.
Работа с таблицей
«Поиск
треугольников
в
заданной фигуре».
Групповая
работа,
игра – соревнование.
«Волшебная
палочка», «Лучший
лодочник», «Гонки с
зонтиками».
Секреты
задач.
Решение
нестандартных
задач. НРК.
Сложение
и
вычитание
в
пределах
20.

1

Весёлые
задачи,
ребусы.

парная

1

математ.игр
ы

фронталь
ная,
парная

1

математ.игр
ы

фронталь
ная,
групповая

1

Весёлые
задачи,
ребусы.

индивдуа
льная

парная

1

1

математ.игр
ы,

парная

1

1

фронталь
ная,
групповая

Игры
«Волшебная
палочка»,

индивдуа
льная

31

32

33

34

Числовые
головолом
ки
Числовые
головолом
ки
Час
весёлой
математик
и

Подсчёт числа точек
на верхних гранях
выпавших кубиков
(у
каждого
два
кубика). На гранях
первого
кубика
числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а
на гранях второго –
числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.
Решение
и
составление ребусов,
содержащих числа.
Заполнение
числового
кроссворда (судоку).
Командная
игра.
«Построй башню»,
загадки, задачи, блиц
– опрос.
Работа в группах,
оценивание
подборки материала.

«Лучший
счётчик»,
«Не подведи
друга»,
«День и
ночь»

1

Весёлые
задачи,
ребусы.

фронталь
ная,
групповая

1

Весёлые
задачи,
ребусы

фронталь
ная,
парная

1

Конкурс
знатоков
1

Всего

34 ч

загадки,
задачи, блиц
– опрос.

Весёлые
задачи,
ребусы.
загадки,
задачи, блиц
– опрос.

парная

индивдуа
льная

VI . Список литературы.
1.Доржиева Л.А, Стромилова Л.М. «Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС»;
2.Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников»;
3.В.Волина « Праздник числа» М, 1995;
4.Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000;
5.Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989;
6.Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993;
7.Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». М. Издательство «Мозаика-синтез» 2001г.;
8.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО Издательство «Астрель». 2007г.;
9..Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».