Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
протокол № 1
от 30.08.2022.
Председатель МО Е.А.Голубовская
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Л.В.Сидорова
30.08.2022.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
Классы: 4-А, 4-Б
Количество часов: всего _____34____ часов; в неделю _____1_____ часов;
Срок реализации программы, учебный год
2022/2023
Рабочую программу составили: учителя начальных классов, руководитель МО Голубовская Е.А.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Школа № 11
им. А.В. Преснякова
от 31.08.2022 № 284
Пояснительная записка
Программа «Занимательная грамматика» внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования и программами русского языка, на
основе авторизированной программы: «Занимательная грамматика» на основе оригинального авторского курса «Путь к
грамотности» авторы О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк, Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому
языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.- 368с. –(Мастерская учителя)
Актуальность и новизна
Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения,
словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной
грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на
воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут
реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого
поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года
обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого
поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать
не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению
школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития,
воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры,
дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной
форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир
слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся,
что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на
разных ступенях обучения. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
убеждения в необходимости и возможности его грамотного использования.
Задачи курса:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Описание места курса в учебном плане
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 4 классе.
Особенности программы «Занимательная грамматика»
3кл. «Занимательное словообразование»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с
учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие
от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
·
лекции;
·
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных
материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
·
анализ и просмотр текстов;
·
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление
кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
V. Основные методы и технологии
·
технология разноуровневого обучения;
·
развивающее обучение;
·
технология обучения в сотрудничестве;
·
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях
развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы. Тематическое планирование.
4 класс
«Занимательное словообразование»
Тематическое планирование. (34 часа)
Кол-во
часов
№
Тема занятия
1
Сказочное царство слов .
1
2-3
Путешествие в страну Слов.
2
4 - 5 Чудесные превращения слов.
2
6 -7
В гостях у слов- родственников.
2
8- 9
Добрые слова.
2
Дата
План
Факт
10
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
1
1112
13
1415
16
Новые слова в русском языке.
2
Встреча с зарубежными друзьями.
1
Синонимы в русском языке.
2
Слова- антонимы.
1
17
Слова- омонимы.
1
18
Крылатые слова.
19В королевстве ошибок.
20
21-22 В стране Сочинителей.
1
23-24 Искусство красноречия.
2
2
2
25
2627
2829
3031
32
Праздник творчества и игры.
1
Трудные слова.
2
Анаграммы и метаграммы.
2
Шарады и логогрифы.
2
Откуда пришли наши имена.
1
33
Занимательное слообразование.
1
34
КВН по русскому языку.
1
Итого 34 часа
Содержание занятий.
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается
богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра
«Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся
букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний
отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным
урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро».
Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение
устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах .
Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С.
Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают
слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16.Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из
рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа
над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н.
Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста.
Работа с выражениями , употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова
«Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси
правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в
рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения
в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие
познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания
правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание
кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве
анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка
).
Тема 30-31.Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов.
Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Список литературы
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе; под.ред А.Г.Асмолова. - М.:Просвещение,
2011.
2. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.:
Просвещение, 2010, 223с.
3. Планируемые результаты начального общего образования ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. :
Просвещение, 2011.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. :
Просвещение, 2011.
5. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
6. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
7. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.- 368с. –
(Мастерская учителя)
Дополнительная литература
1. Узорова О.В. 300заданий и упражнений по русскому языку. - М.: 1998
2. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением: формирование орфографической грамотности: 1 - 4 классы. - М.: 5 за
знания, 2005
3. Сухин И.Г. Занимательные материалы по развитию речи. - ВАКО, М.:2004
4. Детская энциклопедия. Изд.2 Т.11. Язык. Художественная литература. М., Просвещение, 1968.
5. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1984.
Приложение
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
Опросный лист №1
«Хорошо ли ты знаешь русский язык?
(заполняется в начале курса)
№
1
Вопрос
Знаешь ли ты, на каком языке ты говоришь?
Да
Нет
2
Знаешь ли ты, какие еще бывают языки, на которых
разговаривают люди?
3
Знаешь ли ты, что такое звуки речи?
4
Знаешь ли ты, что такое родной язык?
5
Знаешь ли ты, для чего нужно хорошо знать свой родной
язык?
6
Знаешь ли ты, что такое корень слова?
7
Знаешь ли ты как определить значение неизвестного
тебе слова?
8
Знаешь ли ты, что значит выражение «Бросать слова на
ветер»?
9
Знаешь ли ты какие-нибудь игры со словами?
Протокол результатов опросного листа №1
«Хорошо ли ты знаешь русский язык?»
№
п/п
Ф.И. ребенка
№ вопроса
Ответы в
начале
изучения
Да
Нет
Обработка и интерпретация результатов опросного листа №1.
За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.
Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у обучающегося выражена направленность знаний по
изучаемому вопросу.
Опросный лист №2 «Хорошо ли ты знаешь русский язык?»
(заполняется в конце курса)
1. На каком языке ты говоришь?
□ на русском
□ на татарском
□ на казахском
2. Какие еще бывают языки, на которых разговаривают люди?
□ языки пламени костра
□ иностранные языки
□ зыки колоколов
3. Что такое звуки речи?
□ пение птиц
□ шум моря
□ звуки, с помощью которых говорит человек
4. Что такое родной язык?
□ средство, с помощью которого люди говорят, сообщают друг другу свои мысли
□ орган вкуса во рту
5. Для чего нужно знать свой родной язык?
□ для того, чтобы поехать в другую страну
□ для того, чтобы общаться с другими людьми, сообщать им свои мысли
6. Что такое корень слова?
□ общая часть родственных слов
□ корнеплоды
□ подземная часть растения
7. Сколько в нашем языке слов?
□ 100 тысяч
□ 53 тысячи
□ нельзя точно сказать
8. Объясни фразеологизм.
Жить своим умом.
□ Уметь решать трудные задачи.
□ Иметь свое мнение, никого не слушать.
□ Жить весело.
9. Соедини стрелками название словесной игры и задание.
На дворе трава,
Кроссворд
На траве дрова.
Не руби дрова
Анаграмма
На траве двора!
Ребус
ША
в е с н а
е
г
НА
Скороговорка
с
ЛИПА - ПИЛА
Палиндром
А роза упала на лапу Азора.
Протокол результатов опросного листа №2
№
п/п
Ф.И. ребенка
Ответы на вопросы ( +, - )
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Обработка и интерпретация результатов опросного листа №2.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Высокий уровень – 7-9 баллов.
Средний уровень – 4-6 баллов.
Низкий уровень – 0-3 балла.
Показателем положительного изменения в продвижении знаний обучающегося по изучаемому вопросу являются
достижения высокого и среднего уровней.