Решаем вместе
Есть вопрос?

Программа дополнительного образования

Пояснительная записка







Образовательное учреждение осуществляет образовательную
деятельностьв интересах личности ребенка, общества и государства,
обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для
разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения
воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.
В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё
личностное право на свободный выбор цели, освоитьспособность к
позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного
предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак
дополнительного образования поэтому, в широкомсмысле слова,
дополнительное образование – это образование целевого выбора.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно
усиливает содержательную составляющую Основной Образовательной
Программы Начального Общего Образования, Основного Общего
Образования, Среднего Общего Образования МБОУ "Школа № 11
им.А.В.Преснякова г.Феодосии
Республики Крым" и способствует
практическому приложению умений и навыков детей, полученных в
общеобразовательном учреждении, стимулирует их познавательную
мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к
современному обществу.
Для системной и качественной реализации дополнительного
образования в школе разработана образовательная программа дополнительного
образования далее (Программа). В Программе отражены цели и задачи,
направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а
также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная
система дополнительного образования, которая будет создавать условия для
свободного развития личности каждого ученикашколы.
Реализация содержания программы МБОУ "Школа № 11 им.
А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым" осуществляется педагогами
дополнительного образования. В школе дополнительные общеразвивающие
программы реализуются как в учреждении, так и с привлечением сетевого
содружества центров дополнительного образования города на базе школы.
Нормативной базой разработки Программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные
учреждения»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
1



условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
- Приказ Министерства образования от 29.08.2013 г. № 1008 г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993)
- Трудовой кодекс РФ.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила – СанПиН 2.4.2. 117802;
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
- МБОУ "Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым"
- Примерные требования к программам дополнительного образования
детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844;
Образовательная программа дополнительного образования позволяет
обеспечить удовлетворение образовательных запросов родителей, чьи дети
посещают образовательное учреждение.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и
дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в
соответствии с изменениями в законодательстве в области образования.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности
программы результаты участия в городских, окружных, школьных конкурсах,
выставках, соревнованиях и других мероприятиях.
Концептуальная основа дополнительного образования детей
В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к
постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы
системе образования и социализации человека. Все острее встает задача
общественного понимания необходимости дополнительного образования как
открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного
обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов
деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное
самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая
обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и
экономические процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в
сравнении с другими видами формального образования проявляются в
следующих его характеристиках:
2





свободный личностный выбор деятельности, определяющей
индивидуальное развитие человека;
вариативность содержания и форм организации образовательного
процесса;
доступность глобального знания и информации для каждого;
адаптивность к возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус
дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной
социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и
инновационного потенциала общества.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования
состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и
подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не
отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада,
школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования
должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее
пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию
личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к
познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям
многонациональной культуры российского народа.
Концепция развития дополнительного образования детей
направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования
как социокультурной практики развития мотивации подрастающих
поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена
дополнительного образования в подлинный системный интегратор
открытого
вариативного
образования,
обеспечивающего
конкурентоспособность личности, общества и государства.
Общественное
признание
ценностного
статуса
дополнительного образования детей и его миссии позволит
реализовать меры государственной политики, заложенные в указах
Президента РоссийскойФедерации.
В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения
базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности
самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности, это означает
переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего,
"массового" образования к задаче проектирования пространства
персонального образования для самореализации личности. Образование
становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных
образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации
фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения
человеком самого себя.
Такое образование принципиально расширяет возможности
человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог
определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно
3

















направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся
в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на
перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения,
реализации личных жизненных замыслов и притязаний.
В дополнительном образовании детей познавательная активность
личностивыходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых
разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко
мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и
подростки получают широкий социальный опыт конструктивного
взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях
дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или
освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного
процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта
культуры и деятельности.
Пронизывая
уровни
начального,
основного,
среднего
образования дополнительное образование становится для взрослеющей
личности смысловым
социокультурным
стержнем,
ключевой
характеристикойкоторого является познание через творчество, игру, труд
и исследовательскую активность.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества
посредством актуализации следующих аспектов:
участие в вариативных развивающих образовательных программах на
основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами,
склонностями и ценностями;
возможность выбора режима и темпа освоения образовательных
программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что
имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с
ограниченными возможностями здоровья);
право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных
программ, педагогов и организаций;
неформализованность содержания образования, организации
образовательной деятельности;
вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная
связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального
продукта и его публичную презентацию;
возможность на практике применить полученные знания и навыки;
разновозрастный характер объединений;
возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также
является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:
нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и
культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников,
занимающихся тем же или близким видом деятельности;
возможность для педагогов и обучающихся включать в
образовательную деятельность актуальные явления социокультурной
4



реальности, опыт их проживания и рефлексии;
благоприятные условия для генерирования и реализации
общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив, и
проектов, в том числе развития волонтерства и социального
предпринимательства.
Дополнительное образование детей является важным фактором
повышения социальной стабильности и справедливости в обществе
посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо
от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно
выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей,
которая не получает необходимого объема или качества образовательных
ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким
образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для
образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких
категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В условиях информационной социализации дополнительное
образование детей инструмент формирования ценностей, мировоззрения,
гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам
социальных и технологических перемен.
Цели и задачи развития дополнительного образования детей













Целями образовательной программы дополнительного образования детей
являются:
обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;
расширение возможностей для удовлетворения разнообразных
интересов детей и их семей в сфере образования;
развитие инновационного потенциала общества.
Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:
развитие дополнительного образования как ресурса мотивации
личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
проектирование мотивирующих образовательных сред как
необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих
поколений;
интеграция дополнительного и начального, общего, среднего
образования, направленная на расширение вариативности и
индивидуализации образовательной деятельности в целом;
разработка инструментов оценки достижений детей и подростков,
способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем
и дополнительном образовании, диагностика мотивации
достижений личности;
повышение вариативности, качества и доступности дополнительного
5





образования для каждого;
обновление содержания дополнительного образования детей в
соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и
технологиям;
развитие материально-технической базы школы для занятий детей в
объединениях дополнительного образования
Принципы развития дополнительного образования детей













Развитие дополнительного образования детей и эффективное
использование его потенциала предполагает следующие инновационные
инструменты регулирования и управления развитием дополнительного
образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и
неформализованность, основывающиеся на принципах общественно
партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки участников
образовательных отношений:
социальная гарантия на качественное и безопасное дополнительное
образование детей;
расширение вовлеченности детей в дополнительное образование,
включая стимулирование и поддержку семей;
развитие личностного и профессионального самоопределения детей и
подростков в различных видах конструктивной и личностно-образующей
деятельности;
расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ
разной направленности;
расширение социальной и академической мобильности детей и
подростков через дополнительное образование;
психолого-педагогическое проектированию образовательных сред,
стимулирования детей к познанию, творчеству и конструктивной
деятельности;
предоставление возможностей различных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций,
организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса) реализации
дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи,
театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научноисследовательские институты, университеты, торговые и промышленные
комплексы); преемственности
и
непрерывности
дополнительного
образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных
траекторийна всех возрастных этапах.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ
должны строиться на следующих основаниях:
свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
6






вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
модульность содержания образовательных программ, возможность
взаимозачета результатов;
ориентация на метапредметные и личностные результаты
образования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ;
открытый и сетевой характер реализации.
Основные механизмы развития дополнительного образования детей
















Основными механизмами развития дополнительного образования детей
являются:
формирование в средствах массовой информации имиджа
дополнительного образования в школе, соответствующего ценностному
статусу дополнительного образования в современном информационном
гражданском обществе;
межведомственная интеграция ресурсов, в том числе организация
сетевого взаимодействия образовательных организаций города;
партнерство школы и семьи;
открытый общественный характер управления программой
дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы
участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в
принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов
дополнительного образования, в контроле качества реализации программ;
создание конкурентной среды, стимулирующей обновление
содержания и повышение качества услуг;
управление качеством услуг дополнительного образования детей
посредством оценки качества образования и саморегулирования;
мотивация свободы выбора и построения образовательной
траектории участников образовательных отношений;
учет личных достижений детей в различных дополнительных
общеобразовательных программах (включая программы внеурочной
деятельности), основывающаяся на едином открытом формате
электронного портфолио и его представления на портале, с соблюдением всех
требований законодательства Российской Федерации о защите
персональных данных;
информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и
объективной информации о качестве дополнительных
общеобразовательных программ, образовательных результатах и о
результатах общественной экспертизы этих программ;
поддержка образовательных программ, ориентированных на группы
детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы
социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из
семей с низким социально-экономическим статусом);
7





поиск и поддержка талантов, как основа для профессионального
самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к
участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и
промышленного производства;
опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов
семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и
молодежных субкультурных сообществ.
Адресность основной образовательной программы дополнительного
общеразвивающего образования
С учетом территориального расположения образовательного
учрежденияМБОУ "Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики
Крым" и особенностей сетевого взаимодействия с учреждениями
дополнительного
образования
города,
образовательная программа
дополнительного образования ориентирована на удовлетворение, как
желаний родителей (законных представителей детей), так детей, посещающих
образовательное учреждение.
Программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 18 лет в их
свободное (внеучебное) время. Прием обучающихся в объединения
дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного
выбора детьми дополнительных общеразвивающих программ.
Деятельность по организации дополнительного образования детей
осуществляется на основе дополнительной общеразвивающей программы,
рабочих дополнительных общеразвивающих программ и учебнотематических планов педагогов дополнительного образования. Учебный год в
объединениях дополнительного образовании детей начинается 1 сентября и
заканчивается 25 мая текущего года, включая каникулярное время,
регламентируется учебным планом, расписанием занятий объединений,
календарным учебным графиком.
Деятельность обучающихся может осуществляться в одновозрастных
и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры,
творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие),
а также индивидуально. Численный состав и продолжительность учебных
занятий зависят от направленности дополнительных общеразвивающих
программ
и
требований
СанПиН
2.4.4.1251-03
«Санитарноэпидемиологические
требования
к
учреждениям
дополнительного
образования детей (внешкольные учреждения», 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
образовательных учреждениях», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».

8

Отдельным блоком дополнительного образования МБОУ "Школа № 11
им.А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым" является партнёрство с
Детской юношеской спортивной школой № 2
и Центром детского
творчества "Интеллект" г. Феодосии,
Рабочие образовательные программы
дополнительного образованиядетей














Реализация образовательной программы дополнительного образования
предусматривает реализацию рабочих дополнительных общеразвивающих
программ педагогов дополнительного образования.
Содержание программ является средством оптимального
достиженияпоставленных целей при условии гарантий прав участников
образовательных отношений. В дополнительном образовании детей могут быть
реализованы программы дополнительного образования различного уровня:
начального, основного, среднего образования по следующим
направленностям:
техническая;
физкультурно-спортивная;
художественная;
туристско-краеведческая;
социально-педагогическая;
естественнонаучная.
Содержание образовательных программ дополнительного образования детей
разработано на основе
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании вРоссийской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные
учреждения»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
Вся система работы дополнительного образования в МБОУ "Школа
№ 11 им.А.В.Преснякова г. Феодосии Республики Крым" направлена на
формирование у обучающихся способностей, интересов и умений,
необходимых для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их
индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного
отношения к себе и к окружающей действительности.
9

Каждая из программ – это документ, отражающий педагогическую
концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, с учётом
условий, методов и технологий достижения целей, а также
предполагаемого результата. Программа раскрывает структуру организации,
последовательность осуществления, информационное, технологическое и
ресурсное обеспечение образовательного процесса, является индивидуальным
образовательным маршрутом личности, содержащим возможности выхода на
определенный уровень образованности и решению задач приоритетного
направления школы. Рабочие программы дополнительного общеразвивающего
образования предназначены для работы с детьми от 6 до 18 лет и направлены на
формирование культуры творческой личности. Программы отличаются большим
разнообразием тем и оригинальным подходом к их раскрытию.
Аннотации к программам дополнительного образования детей:
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Футбол - Чемпионика» для обучающихся 6-11 лет
Составитель Бекалюк А.Д, тренер ДЮСШ № 2.
Представленная программа по футболу направлена на реализацию
принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание
учебного материала в соответствии с возрастными особенностями
учащихся, материально-технической оснащенностью учебнотренировочного процесса. Программа позволяет последовательно решать
задачи физического воспитания учащихся на протяжении всего периода
обучения, формируя целостное представление детей о физической
культуре, ее возможностях в улучшении состояния здоровья.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
создана на основе курса обучения в игре в футбол. Технические приемы,
тактические действия и игра таят в себе большие возможности для
формирования жизненно важных двигательных навыков и развития
физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности
подчеркивают ее уникальные возможности и только для физического
развития, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития
познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования
умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания
чувства коллективизма.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на
удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной
деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное
оздоровление воспитанников. Программа так же актуальна в связи с
возросшей популярностью вида спорта футбол в нашей стране.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с
10

возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на
последовательное и постепенное расширение теоретических знаний,
практических умений и навыков.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Цель: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление
здоровья учащихся, посредством игры в футбол. Воспитание гармоничной,
социально активной личности.
Задачи:
- привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
- укрепление здоровья детей средствами физической культуры;
- обеспечение общефизической подготовки;
- овладение основами игры в футбол;
- привитие навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины;
-выявление перспективных детей и подростков для последующего
совершенствования их спортивного мастерства в спортивных школах.
Количество занимающихся в каждой возрастной группе – до 15
человек. Состав группы постоянный, набор в объединение – свободный.
Форма занятий – групповая.
Занимающиеся в объединении делятся на 2 группы:
- младшая (6-7 лет);
- подростковая (8-9 лет).
Основной формой занятий в секции является тренировка:
- для первого года обучения проводятся 2 занятия в неделю (45 мин Х 2, с
десятиминутным перерывом), общее количество часов в год – 144.
- для второго, третьего годов обучения проводятся 3 занятия в неделю (45мин
Х 2, с десятиминутным перерывом), общее количество часов в год
– 216.
Ожидаемые результаты:
- улучшение физических кондиций;
- рост уровня развития физических качеств;
- освоение основных приёмов и навыков игры в футбол;
- приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни;
- рост личностного развития ребёнка;
- умение ребёнком оценивать свои достижения;
- продолжение обучения перспективных детей в ДЮСШ и СДЮСШОР.
Категория программы – ознакомительная.
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
тхеквандо для обучающихся 7-15 лет.
Составитель Абхаиров В.В., учитель физической культуры.
Представленная программа по тхеквандо направлена на реализацию
принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание
учебного материала в соответствии с возрастными особенностями
11

учащихся, материально-технической оснащенностью учебнотренировочного процесса. Программа позволяет последовательно решать
задачи физического воспитания учащихся на протяжении всего периода
обучения, формируя целостное представление детей о физической
культуре, ее возможностях в улучшении состояния здоровья.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
создана на основе курса обучения тхеквандо. Технические приемы,
тактические действия таят в себе большие возможности для формирования
жизненно важных двигательных навыков и развития физических
способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее
уникальные возможности и только для физического развития, но и
нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных
интересов, выработки воли и характера, формирования умения
ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства
коллективизма.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на
удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной
деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное
оздоровление воспитанников. Программа так же актуальна в связи с
возросшей популярностью вида спорта тхеквандо в нашей стране.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с
возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на
последовательное и постепенное расширение теоретических знаний,
практических умений и навыков.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Цель: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление
здоровья учащихся. Воспитание гармоничной, социально активной
личности.
Задачи:
- привитие интереса к систематическим занятиям тхеквандо;
- укрепление здоровья детей средствами физической культуры;
- обеспечение общефизической подготовки;
- овладение приёмами.
Ожидаемые результаты:
- улучшение физических кондиций;
- рост уровня развития физических качеств;
- освоение основных приёмов и навыков тхеквандо
- приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни;
- рост личностного развития ребёнка;
- умение ребёнком оценивать свои достижения;
- продолжение обучения перспективных детей в ДЮСШ
Категория программы – ознакомительная

12

Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Финансовая грамотность» для обучающихся 12-16 лет
Составитель Чистякова В.В. - учитель истории и обществознания
Цель программы – повышение финансовой грамотности школьников 12-17 лет
средствами проектной деятельности и интерактивных форм обучения в
организациях дополнительного образования детей.
Задачи программы:
Образовательные
 приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений
пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых
решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений.
Воспитательные
 повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и
организация их личностного самоопределения относительно задач повышения
личного (семейного) благосостояния
Развивающие
 усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий
при решении финансовых задач.
Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» для
организаций дополнительного образования детей может быть реализована:
а) как образовательная программа, обеспечивающая усвоение школьниками 12-17
лет знаний и умений по финансовой грамотности в организациях дополнительного
образования детей;
б) как образовательная программа, обеспечивающая контроль и оценку знаний и
умений по финансовой грамотности усвоенных школьниками 12-17 лет в процессе
изучения учебного предмета «Финансовая грамотность» в общеобразовательных
организациях;
в) как этап в целостной образовательной программе по финансовой грамотности,
реализуемой
для
школьников
12-17
лет
совместными
усилиями
общеобразовательных организаций и организациями дополнительного образования
детей.
Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на
школьников 12-17 лет, ориентированных на получение знаний и умений по
финансовой грамотности и имеющих допуск по состоянию здоровья.
Категория программы – ознакомительная
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Джиу-джитсу» для обучающихся 7-17 лет.
Составитель Абхаиров В.В., учитель физической культуры. Данная рабочая
программа дополнительного образования «Джиу-джитсу» предназначена для
реализации в рамках общефизической подготовки.
Рассчитана на возраст учащихся 7-17 лет.
13

Основные цели и задачи: реализовать оптимальные возможности
физического и духовно-нравственного развития детей, разностороннего
совершенствования физических качеств и способностей в единстве с
воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих
общественно активную личность.
Задачи:
•
обеспечить обучение учащихся элементам, приемам карате;
•
способствовать оптимизации физического развития учащихся в
сочетании с нравственным воспитанием и духовным развитием;
•
развивать двигательные способности учащихся регулярными
занятиями спортом;
•
сформировать у детей и подростков потребность в систематических
занятиях спортом, негативное отношение к вредным привычкам, углубить
знания по гигиене, обеспечивая многолетнее сохранение здоровья
•
обучить самостоятельному использованию средств физического
развития, элементов и приемов карате.
Планируемые результаты:
•
осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной
работы, направленной на разностороннюю физическую подготовку и
овладение основами техники джиу-джитсу
•
и других видов спорта (легкой атлетики, гимнастики, спортивных
игр);
•
воспитание интереса и приобщение учащихся к занятиям джиуджитсу, начального обучения навыкам, развития физических качеств и с
учетом специфики джиу-джитсу;
•
формирования общей базовой технической и физической
подготовки, морально-волевых качеств.
Категория программы – ознакомительная.
Аннотация
образовательной
программы
образования
«Соколы Крыма» для обучающихся 8-11 лет.

дополнительного

Составитель: Силевич С.Ю. - преподаватель дополнительного образования
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна
тем, что она широко и многосторонне раскрывает возможности формирования
конструкторских
представлений
учащихся.
Одновременно осуществляется
развитие творческого опыта учащихся в процессе авимоделирования.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность
поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся
изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного
мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к
художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое
14

воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и
индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии,
изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их
систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств
различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам
самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию учащихся;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание;
- развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие
способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Категория программы – ознакомительная.
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Музейное дело на стыке эпох"» для обучающихся 12-17 лет.
Составитель Антонов П.В., преподаватель дополнительного образования.
Цель программы:
 создание условий для гражданского и патриотического воспитания
учащихся посредством музейной деятельности, формирования
социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем
их вовлечения в поисково-исследовательскую деятельность;
 помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального
мастерства в музейном деле.
Задачи программы:
 знакомство с историей музейного дела и с музеями района и другого
населенного пункта;
 развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
 развитие самостоятельности и инициативы;
 подготовка экскурсоводов
Механизм реализации программы:
15









Изучение символики России,
Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах
Великой Отечественной войны, выпускниках школы;
Встречи с ветеранами войны и труда;
Информационное обеспечение мероприятий;
Совместная работа со школьной библиотекой и другими
учреждениями.
Основные направления работы:
1. Усвоение теоретических знаний;
2. Формирование практических навыков лекционной работы (обзорные
беседы, доклады педагога и участников кружка ДО);

Виды и форма контроля подводятся следующим образом:
- проведение экскурсий в школьном музее,
- встречи с интересными людьми,
-выступления членов кружка на занятиях,
- реализация социальных проектов.
 Прогнозируемые результаты:
 приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города,
умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах,
связывать эти факты с историей России в целом,
 видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей
России;
 воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края,
гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми,
защищавшими ее свободу и независимость,
 достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания,
основанного на знании и понимании истории края.
 достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по
самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в
процессе поиска, научно-музейной обработки,
 учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по
организации и проведению экскурсий по экспозициям музея,
по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном
 (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары,
 конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в
процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея;
 развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере
исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня
гражданского и патриотического сознания школьников.
категория программы – ознакомительная.

16

Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Ритмика» для детейот 8 до 17 лет
Составитель: Соловьёва
Евгения
дополнительного образования

Николаевна

-

преподаватель

Данная программа рассчитана на детей от 8 до 17 лет, так и на .
Данная программа проста в своем применении.
Данная программа занятий разработан специально для детской аудитории.
Каждое занятие сопровождается зажигательной музыкой, которая не дает
детям устоять на месте. Легкие и понятные комбинации движений ребята
выполняют под ритмы.
Для того чтобы посещать занятия, не потребуется дорогостоящей
экипировки или дополнительного снаряжения. Достаточно обычного
комплекта одежды для занятия. Профессиональные инструкторы
рекомендуют в этом случае приобрести:
•
футболку;
•
спортивные шорты или капри;
•
чешки, кеды или легкие кроссовки.
Одежда должна быть легкой и не стесняющей движения. Это позволит
ребенку не испытывать дискомфорта во время выполнения достаточно
интенсивных танцевальных комбинаций.
Искреннюю любовь к танцевальным занятиям можно объяснить тем, что
танец для детей позволяет им делать то, что им так нравится:
•
прыгать;
•
хлопать в ладоши;
•
танцевать;
•
веселиться;
•
подпевать во весь голос и т.д.
Благодаря регулярно посещаемым занятиям, наши воспитанники не только
обретут прекрасную физическую форму и выносливость, но и научатся:
•
командной работе;
•
организованности;
•
дисциплине.
Помимо этого веселые танцевальные упражнения помогут ребятам:
•
развить собственный творческий потенциал;
•
улучшить свойства памяти;
•
научиться пониманию своего тела;
•
тренировать координацию движений;
•
освоить балансирующие упражнения;
•
поработать над пластикой тела;
•
сформировать чувство ритма.
Кроме физической пользы танец для ребенка помогает решить несколько задач
психологического направления. Во время увлекательного танца
учащиеся:
17

•
учатся коллективному общению;
•
подражают друг другу;
•
заводят себе новых друзей;
•
снимают стресс;
•
учатся не бояться ошибок;
•
выплескивают накопившуюся энергию.
Стоит ли говорить, что каждое занятие станет отличной заменой долгому
"просиживанию" перед телевизором или компьютером в сопровождении
сладостей и чипсов. При необходимости танец для ребенка станет
прекрасным способом деликатно снизить лишний вес и надолго сохранить
результат.
Веселые и зажигательные танцы для детей помогают каждому
ученику любого возраста обрести любовь к здоровому образу жизни!
Ребенок, который много двигается, растет более жизнерадостным,
здоровым и уверенным в себе!
Танец для ребенка со временем станет одним из самых любимых его
занятий, и он с нетерпением будет ждать следующего посещения наших
занятий, чтобы с неподдельным удовольствием разучивать увлекательные и
забавные движения!
Категория программы – ознакомительная.
Учебный план, календарный учебный график
Учебный план и расписание ДО обучающихся в МБОУ "Школа
№ 11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым" составлены с
учётом современных требований, направленных на совершенствование
учебного процесса в условиях модернизации
Российского образования, на основе нормативно-правовых документов,
регламентирующих реализацию учебного плана дополнительного
образования детей в МБОУ "Школа № 11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии
Республики Крым"
1. Закона РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р.
3. Устава МБОУ "Школа № 11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики
Крым".
4. Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН
2.4.4.3172-14).
5. Положения об организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в МБОУ
"Школа № 11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым"
Учебный план отражает цели, задачи, содержание
дополнительного образования, а также интересы обучающихся и
родителей.
18

Цель дополнительного образования – создание условий для формирования
образовательной среды, которая поможет обеспечить каждому
обучающемуся доступное, отвечающее его запросам, качественное
дополнительное образование на основе эффективных личностноориентированных педагогических технологий, развитию социальной
активности и реализации творческого потенциала обучающихся,
сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного
процесса.
Учебный план отражает направленность общеразвивающих
программ,образовательную область и объём учебной нагрузки.
Направленности выбраны с учетом имеющихся педагогических кадров,
материально – технических возможностей учреждения, запросов
обучающихся, их родителей. Дополнительное образование в школе
реализуется на бесплатной основе.
Количество ставок – 1 ставка в количестве 18 часов по основной
должности и 10 часов по совмещению. Учебный план составлен из расчёта 34
учебных недель. Занятия по дополнительному образованию начинаются с 1
сентября и заканчиваются 25 мая.
Продолжительность занятий педагогов – 45 минут, 15 минутный
перерывдля отдыха. Между занятиями общеобразовательных дисциплин и
посещением бюджетных детских объединений предусмотрен перерыв 1 час.
Бюджетные детские объединения разновозрастные. Наполняемость групп
соответствует оптимальным и допустимым нормам от 10 до 15
человек в группе, минимальный возраст зачисления детей соответствует
норме.
Учебный план дополнительного образования детей школы имеет
необходимое кадровое, методическое и материально-техническое
обеспечение. Реализация образовательных программ обеспечена учебнометодической литературой, дидактическими материалами, ТСО,
кабинетами ОБЖ, технологии, информатики, музыки, ИЗО, большим и
малым спортивными залами, актовым залом, мастерскими.
Формы осуществления образовательного процесса в рамках
дополнительного образования – объединения (клуб, секция, кружок).
(Приложение 1 расписание занятий объединений)

19

Методическое сопровождение и повышение профессионального
уровня педагога дополнительного образования.
Категорийный состав педагогов дополнительного образования.
Высшая кв. категория: 0
Первая кв. категория: 0
Без категорий: 5
Всего педагогов: 5
Содержание методической деятельности:

Время

1. Организация системы повышения

В течениегода

квалификациипедагогов.
2. Участие в семинарах, конкурсах, конференциях.
3.Оказание педагогам ДО информационной,
консультативно-методической помощи через
методические семинары.
4. Экспертиза рабочих программ педагогов
дополнительного образования.
5. Оказание методической помощи в подготовке
открытых занятий, выставок, конкурсов,
концертов.
6. Консультации по работе над методической
темойпедагогам дополнительного образования.
7. Посещения занятий педагогов
дополнительного образования с последующим
анализом и самоанализом.

В течениегода
В течениегода
В течениегода
В течениегода
В течениегода

Используемые и необходимые ресурсы
Научно-методическое обеспечение программы
- Научно-методические рекомендации по организации и мониторингу
внеучебной деятельности.
- Рабочие программы дополнительного общеразвивающего образования в
соответствии с направленностями и видами внеучебной деятельности.
- Публицистическая литература.
Периодическая литература (журналы, газеты)
-Методическое обеспечение каждой общеразвивающей программы
(диагностические методики, конспекты занятий, разнообразный
дидактический материал к занятиям);
- Сценарии досуговых мероприятий.
20

Организационные ресурсы
- Обновление рабочих программ дополнительного общеразвивающего
образования, введение новых.
- Формы отчета перед общественностью.
- Циклограммы режимных управленческих мероприятий: расписание
занятий, планы работы, графики контроля, отчетности на учебный год.
Мотивационные ресурсы
Использование различных форм мотивации педагогов школы, детей,
родителей с целью стимулирования включенности их в учебновоспитательный процесс.
Материально-техническое обеспечение
Для организации образовательного процесса в здании имеются учебные
помещения, актовый зал, библиотека, 2 спортивных зала, кабинет ИЗО,
музыки, технологии, мастерские. Кабинеты укомплектованы
компьютерами. Минимальное материально-техническое обеспечение программы
предполагает наличие следующего инвентаря и оборудования: для занятий по
дополнительным общеразвивающим программам
- столы, стулья, демонстрационные доски, компьютер в комплектации,
материалы и оборудование (в соответствии с направлением и видом
деятельности). Количество мебели рассчитывается по количеству
обучающихся в группе, а так же учитываются условия для труда педагога и
для хранения материалов и инвентаря;
для проведения досуговых мероприятий
– усилитель (компьютер в комплектации), микрофоны, акустическая
система (микшерный пульт, сабвуфер, усилители, шнуры), мультимедиа
проектор, экран, игровое оборудование (мячи, кегли, скакалки, самокаты и пр.),
подборка музыки (для проведения игр, танцев), театральные костюмы и другое
оборудование.
Основные организационные мероприятия по реализации Программы
Взаимодействие с социокультурными учреждениями






Условиями эффективного взаимодействия МБОУ "Школа № 11
им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым" с социальными
партнерами выступают:
открытость школы;
установление доверительных и деловых контактов;
использование образовательного и творческого потенциала социума;
реализация активных форм и методов общения.
Приоритетными направлениями сотрудничества являются: создание
условий для полноценного развития; сохранение и укрепление здоровья
детей, формирование основ культуры личности, творческого потенциала
воспитанников; подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Основные формы организации социального партнерства:
21
























совместные мероприятия: спортивные праздники, коллективнотворческие мероприятия: участие в выставках, конкурсах детского
творчества, концертных программах и т.д.;
сетевое взаимодействие. Взаимодействие с социальными партнерами
создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в Школе,
расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с
социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития
воспитанников
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы обеспечит следующие результаты:
дополнительными общеобразовательными программами охвачено не
менее 95 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;
сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми
дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных
интересов и увлечений из широкого спектра предложений в школе и со
стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
созданы условия и сформированы компетенции для использования
детьми и молодежью ресурсов неформального и информального
образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и
продуктивного досуга;
сформированы механизмы мотивационной поддержки детей на
участие в дополнительном образовании;
семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной
информации о дополнительных общеобразовательных программах,
обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и
планировании индивидуальных образовательных траекторий;
сформированы эффективные механизмы общественного управления
дополнительным образованием детей;
реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации, одаренными детьми;
обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных
общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды,
привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов
общественного контроля, независимой оценки качества и
саморегулирования;
действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки
непрерывного профессионального развития педагогических и
управленческих кадров;
создана материально-техническая база, удовлетворяющая
общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом
развитии и оздоровлении детей.
Расширение, поддержание и популизации проекта « Московское
долголетие».
22

В результате реализации Программы будут обеспечены:















повышение удовлетворенности молодого поколения и семей
качеством своей жизни за счет возможностей самореализации,
предоставляемых услуг дополнительного образования;
сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних,
снижение масштабов распространения в подростковой среде курения,
алкоголизма, наркомании, игромании;
рост физической подготовленности детей и снижение
заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому
образу жизни;
увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и
готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и
профессиональных образовательных организациях в области физической
культуры и спорта;
укрепление социальной стабильности общества за счет
сформированных в системе дополнительного образования ценностей и
компетенций, механизмов межкультурной коммуникации;
формирование у молодого поколения гражданской позиции,
патриотизма;
повышение конкурентоспособности выпускников школы на основе
высокого уровня полученного образования, сформированных личностных
качеств и социально значимых компетенций.
проведение досуговых занятий для граждан старшего поколения по всем
заявленным компетенциям в полном объёме.

23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.

Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в
современной Школе / М.: «Сентябрь», 2005. - 192 с.
Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система
дополнительного образования детей /Дополнительное образование. 2017
№3
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной
деятельности. М.,2016.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2017.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное
образование детей: - М.: 2012.
Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы
дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2015. № 9. - С. 21 - 23. 5. festival.1september.ru.
Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. - М. 2017.
Салык Н.А. Требования к организации внеурочной
деятельности.http://tiuu.ru/content/pages/228.htm.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».