Пояснительная записка
Образовательное учреждение осуществляет образовательную
деятельностьв интересах личности ребенка, общества и государства,
обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для
разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения
воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.
В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё
личностное право на свободный выбор цели, освоитьспособность к
позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного
предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак
дополнительного образования поэтому, в широкомсмысле слова,
дополнительное образование – это образование целевого выбора.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно
усиливает содержательную составляющую Основной Образовательной
Программы Начального Общего Образования, Основного Общего
Образования, Среднего Общего Образования МБОУ "Школа № 11
им.А.В.Преснякова г.Феодосии
Республики Крым" и способствует
практическому приложению умений и навыков детей, полученных в
общеобразовательном учреждении, стимулирует их познавательную
мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к
современному обществу.
Для системной и качественной реализации дополнительного
образования в школе разработана образовательная программа дополнительного
образования далее (Программа). В Программе отражены цели и задачи,
направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а
также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная
система дополнительного образования, которая будет создавать условия для
свободного развития личности каждого ученикашколы.
Реализация содержания программы МБОУ "Школа № 11 им.
А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым" осуществляется педагогами
дополнительного образования. В школе дополнительные общеразвивающие
программы реализуются как в учреждении, так и с привлечением сетевого
содружества центров дополнительного образования города на базе школы.
Нормативной базой разработки Программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные
учреждения»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
1
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
- Приказ Министерства образования от 29.08.2013 г. № 1008 г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993)
- Трудовой кодекс РФ.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила – СанПиН 2.4.2. 117802;
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
- МБОУ "Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым"
- Примерные требования к программам дополнительного образования
детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844;
Образовательная программа дополнительного образования позволяет
обеспечить удовлетворение образовательных запросов родителей, чьи дети
посещают образовательное учреждение.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и
дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в
соответствии с изменениями в законодательстве в области образования.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности
программы результаты участия в городских, окружных, школьных конкурсах,
выставках, соревнованиях и других мероприятиях.
Концептуальная основа дополнительного образования детей
В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к
постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы
системе образования и социализации человека. Все острее встает задача
общественного понимания необходимости дополнительного образования как
открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного
обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов
деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное
самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая
обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и
экономические процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в
сравнении с другими видами формального образования проявляются в
следующих его характеристиках:
2
свободный личностный выбор деятельности, определяющей
индивидуальное развитие человека;
вариативность содержания и форм организации образовательного
процесса;
доступность глобального знания и информации для каждого;
адаптивность к возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус
дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной
социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и
инновационного потенциала общества.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования
состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и
подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не
отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада,
школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования
должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее
пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию
личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к
познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям
многонациональной культуры российского народа.
Концепция развития дополнительного образования детей
направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования
как социокультурной практики развития мотивации подрастающих
поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена
дополнительного образования в подлинный системный интегратор
открытого
вариативного
образования,
обеспечивающего
конкурентоспособность личности, общества и государства.
Общественное
признание
ценностного
статуса
дополнительного образования детей и его миссии позволит
реализовать меры государственной политики, заложенные в указах
Президента РоссийскойФедерации.
В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения
базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности
самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности, это означает
переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего,
"массового" образования к задаче проектирования пространства
персонального образования для самореализации личности. Образование
становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных
образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации
фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения
человеком самого себя.
Такое образование принципиально расширяет возможности
человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог
определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно
3
направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся
в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на
перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения,
реализации личных жизненных замыслов и притязаний.
В дополнительном образовании детей познавательная активность
личностивыходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых
разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко
мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и
подростки получают широкий социальный опыт конструктивного
взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях
дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или
освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного
процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта
культуры и деятельности.
Пронизывая
уровни
начального,
основного,
среднего
образования дополнительное образование становится для взрослеющей
личности смысловым
социокультурным
стержнем,
ключевой
характеристикойкоторого является познание через творчество, игру, труд
и исследовательскую активность.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества
посредством актуализации следующих аспектов:
участие в вариативных развивающих образовательных программах на
основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами,
склонностями и ценностями;
возможность выбора режима и темпа освоения образовательных
программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что
имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с
ограниченными возможностями здоровья);
право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных
программ, педагогов и организаций;
неформализованность содержания образования, организации
образовательной деятельности;
вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная
связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального
продукта и его публичную презентацию;
возможность на практике применить полученные знания и навыки;
разновозрастный характер объединений;
возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также
является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:
нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и
культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников,
занимающихся тем же или близким видом деятельности;
возможность для педагогов и обучающихся включать в
образовательную деятельность актуальные явления социокультурной
4
реальности, опыт их проживания и рефлексии;
благоприятные условия для генерирования и реализации
общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив, и
проектов, в том числе развития волонтерства и социального
предпринимательства.
Дополнительное образование детей является важным фактором
повышения социальной стабильности и справедливости в обществе
посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо
от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно
выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей,
которая не получает необходимого объема или качества образовательных
ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким
образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для
образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких
категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В условиях информационной социализации дополнительное
образование детей инструмент формирования ценностей, мировоззрения,
гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам
социальных и технологических перемен.
Цели и задачи развития дополнительного образования детей
Целями образовательной программы дополнительного образования детей
являются:
обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;
расширение возможностей для удовлетворения разнообразных
интересов детей и их семей в сфере образования;
развитие инновационного потенциала общества.
Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:
развитие дополнительного образования как ресурса мотивации
личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
проектирование мотивирующих образовательных сред как
необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих
поколений;
интеграция дополнительного и начального, общего, среднего
образования, направленная на расширение вариативности и
индивидуализации образовательной деятельности в целом;
разработка инструментов оценки достижений детей и подростков,
способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем
и дополнительном образовании, диагностика мотивации
достижений личности;
повышение вариативности, качества и доступности дополнительного
5
образования для каждого;
обновление содержания дополнительного образования детей в
соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и
технологиям;
развитие материально-технической базы школы для занятий детей в
объединениях дополнительного образования
Принципы развития дополнительного образования детей
Развитие дополнительного образования детей и эффективное
использование его потенциала предполагает следующие инновационные
инструменты регулирования и управления развитием дополнительного
образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и
неформализованность, основывающиеся на принципах общественно
партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки участников
образовательных отношений:
социальная гарантия на качественное и безопасное дополнительное
образование детей;
расширение вовлеченности детей в дополнительное образование,
включая стимулирование и поддержку семей;
развитие личностного и профессионального самоопределения детей и
подростков в различных видах конструктивной и личностно-образующей
деятельности;
расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ
разной направленности;
расширение социальной и академической мобильности детей и
подростков через дополнительное образование;
психолого-педагогическое проектированию образовательных сред,
стимулирования детей к познанию, творчеству и конструктивной
деятельности;
предоставление возможностей различных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций,
организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса) реализации
дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи,
театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научноисследовательские институты, университеты, торговые и промышленные
комплексы); преемственности
и
непрерывности
дополнительного
образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных
траекторийна всех возрастных этапах.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ
должны строиться на следующих основаниях:
свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
6
вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
модульность содержания образовательных программ, возможность
взаимозачета результатов;
ориентация на метапредметные и личностные результаты
образования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ;
открытый и сетевой характер реализации.
Основные механизмы развития дополнительного образования детей
Основными механизмами развития дополнительного образования детей
являются:
формирование в средствах массовой информации имиджа
дополнительного образования в школе, соответствующего ценностному
статусу дополнительного образования в современном информационном
гражданском обществе;
межведомственная интеграция ресурсов, в том числе организация
сетевого взаимодействия образовательных организаций города;
партнерство школы и семьи;
открытый общественный характер управления программой
дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы
участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в
принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов
дополнительного образования, в контроле качества реализации программ;
создание конкурентной среды, стимулирующей обновление
содержания и повышение качества услуг;
управление качеством услуг дополнительного образования детей
посредством оценки качества образования и саморегулирования;
мотивация свободы выбора и построения образовательной
траектории участников образовательных отношений;
учет личных достижений детей в различных дополнительных
общеобразовательных программах (включая программы внеурочной
деятельности), основывающаяся на едином открытом формате
электронного портфолио и его представления на портале, с соблюдением всех
требований законодательства Российской Федерации о защите
персональных данных;
информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и
объективной информации о качестве дополнительных
общеобразовательных программ, образовательных результатах и о
результатах общественной экспертизы этих программ;
поддержка образовательных программ, ориентированных на группы
детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы
социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из
семей с низким социально-экономическим статусом);
7
поиск и поддержка талантов, как основа для профессионального
самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к
участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и
промышленного производства;
опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов
семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и
молодежных субкультурных сообществ.
Адресность основной образовательной программы дополнительного
общеразвивающего образования
С учетом территориального расположения образовательного
учрежденияМБОУ "Школа № 11 им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики
Крым" и особенностей сетевого взаимодействия с учреждениями
дополнительного
образования
города,
образовательная программа
дополнительного образования ориентирована на удовлетворение, как
желаний родителей (законных представителей детей), так детей, посещающих
образовательное учреждение.
Программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 18 лет в их
свободное (внеучебное) время. Прием обучающихся в объединения
дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного
выбора детьми дополнительных общеразвивающих программ.
Деятельность по организации дополнительного образования детей
осуществляется на основе дополнительной общеразвивающей программы,
рабочих дополнительных общеразвивающих программ и учебнотематических планов педагогов дополнительного образования. Учебный год в
объединениях дополнительного образовании детей начинается 1 сентября и
заканчивается 25 мая текущего года, включая каникулярное время,
регламентируется учебным планом, расписанием занятий объединений,
календарным учебным графиком.
Деятельность обучающихся может осуществляться в одновозрастных
и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры,
творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие),
а также индивидуально. Численный состав и продолжительность учебных
занятий зависят от направленности дополнительных общеразвивающих
программ
и
требований
СанПиН
2.4.4.1251-03
«Санитарноэпидемиологические
требования
к
учреждениям
дополнительного
образования детей (внешкольные учреждения», 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
образовательных учреждениях», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
8
Отдельным блоком дополнительного образования МБОУ "Школа № 11
им.А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым" является партнёрство с
Детской юношеской спортивной школой № 2
и Центром детского
творчества "Интеллект" г. Феодосии,
Рабочие образовательные программы
дополнительного образованиядетей
Реализация образовательной программы дополнительного образования
предусматривает реализацию рабочих дополнительных общеразвивающих
программ педагогов дополнительного образования.
Содержание программ является средством оптимального
достиженияпоставленных целей при условии гарантий прав участников
образовательных отношений. В дополнительном образовании детей могут быть
реализованы программы дополнительного образования различного уровня:
начального, основного, среднего образования по следующим
направленностям:
техническая;
физкультурно-спортивная;
художественная;
туристско-краеведческая;
социально-педагогическая;
естественнонаучная.
Содержание образовательных программ дополнительного образования детей
разработано на основе
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании вРоссийской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные
учреждения»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
Вся система работы дополнительного образования в МБОУ "Школа
№ 11 им.А.В.Преснякова г. Феодосии Республики Крым" направлена на
формирование у обучающихся способностей, интересов и умений,
необходимых для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их
индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного
отношения к себе и к окружающей действительности.
9
Каждая из программ – это документ, отражающий педагогическую
концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, с учётом
условий, методов и технологий достижения целей, а также
предполагаемого результата. Программа раскрывает структуру организации,
последовательность осуществления, информационное, технологическое и
ресурсное обеспечение образовательного процесса, является индивидуальным
образовательным маршрутом личности, содержащим возможности выхода на
определенный уровень образованности и решению задач приоритетного
направления школы. Рабочие программы дополнительного общеразвивающего
образования предназначены для работы с детьми от 6 до 18 лет и направлены на
формирование культуры творческой личности. Программы отличаются большим
разнообразием тем и оригинальным подходом к их раскрытию.
Аннотации к программам дополнительного образования детей:
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Футбол - Чемпионика» для обучающихся 6-11 лет
Составитель Бекалюк А.Д, тренер ДЮСШ № 2.
Представленная программа по футболу направлена на реализацию
принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание
учебного материала в соответствии с возрастными особенностями
учащихся, материально-технической оснащенностью учебнотренировочного процесса. Программа позволяет последовательно решать
задачи физического воспитания учащихся на протяжении всего периода
обучения, формируя целостное представление детей о физической
культуре, ее возможностях в улучшении состояния здоровья.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
создана на основе курса обучения в игре в футбол. Технические приемы,
тактические действия и игра таят в себе большие возможности для
формирования жизненно важных двигательных навыков и развития
физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности
подчеркивают ее уникальные возможности и только для физического
развития, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития
познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования
умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания
чувства коллективизма.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на
удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной
деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное
оздоровление воспитанников. Программа так же актуальна в связи с
возросшей популярностью вида спорта футбол в нашей стране.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с
10
возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на
последовательное и постепенное расширение теоретических знаний,
практических умений и навыков.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Цель: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление
здоровья учащихся, посредством игры в футбол. Воспитание гармоничной,
социально активной личности.
Задачи:
- привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
- укрепление здоровья детей средствами физической культуры;
- обеспечение общефизической подготовки;
- овладение основами игры в футбол;
- привитие навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины;
-выявление перспективных детей и подростков для последующего
совершенствования их спортивного мастерства в спортивных школах.
Количество занимающихся в каждой возрастной группе – до 15
человек. Состав группы постоянный, набор в объединение – свободный.
Форма занятий – групповая.
Занимающиеся в объединении делятся на 2 группы:
- младшая (6-7 лет);
- подростковая (8-9 лет).
Основной формой занятий в секции является тренировка:
- для первого года обучения проводятся 2 занятия в неделю (45 мин Х 2, с
десятиминутным перерывом), общее количество часов в год – 144.
- для второго, третьего годов обучения проводятся 3 занятия в неделю (45мин
Х 2, с десятиминутным перерывом), общее количество часов в год
– 216.
Ожидаемые результаты:
- улучшение физических кондиций;
- рост уровня развития физических качеств;
- освоение основных приёмов и навыков игры в футбол;
- приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни;
- рост личностного развития ребёнка;
- умение ребёнком оценивать свои достижения;
- продолжение обучения перспективных детей в ДЮСШ и СДЮСШОР.
Категория программы – ознакомительная.
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
тхеквандо для обучающихся 7-15 лет.
Составитель Абхаиров В.В., учитель физической культуры.
Представленная программа по тхеквандо направлена на реализацию
принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание
учебного материала в соответствии с возрастными особенностями
11
учащихся, материально-технической оснащенностью учебнотренировочного процесса. Программа позволяет последовательно решать
задачи физического воспитания учащихся на протяжении всего периода
обучения, формируя целостное представление детей о физической
культуре, ее возможностях в улучшении состояния здоровья.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
создана на основе курса обучения тхеквандо. Технические приемы,
тактические действия таят в себе большие возможности для формирования
жизненно важных двигательных навыков и развития физических
способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее
уникальные возможности и только для физического развития, но и
нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных
интересов, выработки воли и характера, формирования умения
ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства
коллективизма.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на
удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной
деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное
оздоровление воспитанников. Программа так же актуальна в связи с
возросшей популярностью вида спорта тхеквандо в нашей стране.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с
возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на
последовательное и постепенное расширение теоретических знаний,
практических умений и навыков.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Цель: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление
здоровья учащихся. Воспитание гармоничной, социально активной
личности.
Задачи:
- привитие интереса к систематическим занятиям тхеквандо;
- укрепление здоровья детей средствами физической культуры;
- обеспечение общефизической подготовки;
- овладение приёмами.
Ожидаемые результаты:
- улучшение физических кондиций;
- рост уровня развития физических качеств;
- освоение основных приёмов и навыков тхеквандо
- приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни;
- рост личностного развития ребёнка;
- умение ребёнком оценивать свои достижения;
- продолжение обучения перспективных детей в ДЮСШ
Категория программы – ознакомительная
12
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Финансовая грамотность» для обучающихся 12-16 лет
Составитель Чистякова В.В. - учитель истории и обществознания
Цель программы – повышение финансовой грамотности школьников 12-17 лет
средствами проектной деятельности и интерактивных форм обучения в
организациях дополнительного образования детей.
Задачи программы:
Образовательные
приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений
пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых
решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений.
Воспитательные
повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и
организация их личностного самоопределения относительно задач повышения
личного (семейного) благосостояния
Развивающие
усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий
при решении финансовых задач.
Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» для
организаций дополнительного образования детей может быть реализована:
а) как образовательная программа, обеспечивающая усвоение школьниками 12-17
лет знаний и умений по финансовой грамотности в организациях дополнительного
образования детей;
б) как образовательная программа, обеспечивающая контроль и оценку знаний и
умений по финансовой грамотности усвоенных школьниками 12-17 лет в процессе
изучения учебного предмета «Финансовая грамотность» в общеобразовательных
организациях;
в) как этап в целостной образовательной программе по финансовой грамотности,
реализуемой
для
школьников
12-17
лет
совместными
усилиями
общеобразовательных организаций и организациями дополнительного образования
детей.
Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на
школьников 12-17 лет, ориентированных на получение знаний и умений по
финансовой грамотности и имеющих допуск по состоянию здоровья.
Категория программы – ознакомительная
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Джиу-джитсу» для обучающихся 7-17 лет.
Составитель Абхаиров В.В., учитель физической культуры. Данная рабочая
программа дополнительного образования «Джиу-джитсу» предназначена для
реализации в рамках общефизической подготовки.
Рассчитана на возраст учащихся 7-17 лет.
13
Основные цели и задачи: реализовать оптимальные возможности
физического и духовно-нравственного развития детей, разностороннего
совершенствования физических качеств и способностей в единстве с
воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих
общественно активную личность.
Задачи:
•
обеспечить обучение учащихся элементам, приемам карате;
•
способствовать оптимизации физического развития учащихся в
сочетании с нравственным воспитанием и духовным развитием;
•
развивать двигательные способности учащихся регулярными
занятиями спортом;
•
сформировать у детей и подростков потребность в систематических
занятиях спортом, негативное отношение к вредным привычкам, углубить
знания по гигиене, обеспечивая многолетнее сохранение здоровья
•
обучить самостоятельному использованию средств физического
развития, элементов и приемов карате.
Планируемые результаты:
•
осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной
работы, направленной на разностороннюю физическую подготовку и
овладение основами техники джиу-джитсу
•
и других видов спорта (легкой атлетики, гимнастики, спортивных
игр);
•
воспитание интереса и приобщение учащихся к занятиям джиуджитсу, начального обучения навыкам, развития физических качеств и с
учетом специфики джиу-джитсу;
•
формирования общей базовой технической и физической
подготовки, морально-волевых качеств.
Категория программы – ознакомительная.
Аннотация
образовательной
программы
образования
«Соколы Крыма» для обучающихся 8-11 лет.
дополнительного
Составитель: Силевич С.Ю. - преподаватель дополнительного образования
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна
тем, что она широко и многосторонне раскрывает возможности формирования
конструкторских
представлений
учащихся.
Одновременно осуществляется
развитие творческого опыта учащихся в процессе авимоделирования.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность
поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся
изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного
мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к
художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое
14
воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и
индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии,
изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их
систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств
различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам
самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию учащихся;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание;
- развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие
способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Категория программы – ознакомительная.
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Музейное дело на стыке эпох"» для обучающихся 12-17 лет.
Составитель Антонов П.В., преподаватель дополнительного образования.
Цель программы:
создание условий для гражданского и патриотического воспитания
учащихся посредством музейной деятельности, формирования
социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем
их вовлечения в поисково-исследовательскую деятельность;
помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального
мастерства в музейном деле.
Задачи программы:
знакомство с историей музейного дела и с музеями района и другого
населенного пункта;
развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
развитие самостоятельности и инициативы;
подготовка экскурсоводов
Механизм реализации программы:
15
Изучение символики России,
Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах
Великой Отечественной войны, выпускниках школы;
Встречи с ветеранами войны и труда;
Информационное обеспечение мероприятий;
Совместная работа со школьной библиотекой и другими
учреждениями.
Основные направления работы:
1. Усвоение теоретических знаний;
2. Формирование практических навыков лекционной работы (обзорные
беседы, доклады педагога и участников кружка ДО);
Виды и форма контроля подводятся следующим образом:
- проведение экскурсий в школьном музее,
- встречи с интересными людьми,
-выступления членов кружка на занятиях,
- реализация социальных проектов.
Прогнозируемые результаты:
приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города,
умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах,
связывать эти факты с историей России в целом,
видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей
России;
воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края,
гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми,
защищавшими ее свободу и независимость,
достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания,
основанного на знании и понимании истории края.
достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по
самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в
процессе поиска, научно-музейной обработки,
учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по
организации и проведению экскурсий по экспозициям музея,
по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном
(выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары,
конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в
процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея;
развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере
исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня
гражданского и патриотического сознания школьников.
категория программы – ознакомительная.
16
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
«Ритмика» для детейот 8 до 17 лет
Составитель: Соловьёва
Евгения
дополнительного образования
Николаевна
-
преподаватель
Данная программа рассчитана на детей от 8 до 17 лет, так и на .
Данная программа проста в своем применении.
Данная программа занятий разработан специально для детской аудитории.
Каждое занятие сопровождается зажигательной музыкой, которая не дает
детям устоять на месте. Легкие и понятные комбинации движений ребята
выполняют под ритмы.
Для того чтобы посещать занятия, не потребуется дорогостоящей
экипировки или дополнительного снаряжения. Достаточно обычного
комплекта одежды для занятия. Профессиональные инструкторы
рекомендуют в этом случае приобрести:
•
футболку;
•
спортивные шорты или капри;
•
чешки, кеды или легкие кроссовки.
Одежда должна быть легкой и не стесняющей движения. Это позволит
ребенку не испытывать дискомфорта во время выполнения достаточно
интенсивных танцевальных комбинаций.
Искреннюю любовь к танцевальным занятиям можно объяснить тем, что
танец для детей позволяет им делать то, что им так нравится:
•
прыгать;
•
хлопать в ладоши;
•
танцевать;
•
веселиться;
•
подпевать во весь голос и т.д.
Благодаря регулярно посещаемым занятиям, наши воспитанники не только
обретут прекрасную физическую форму и выносливость, но и научатся:
•
командной работе;
•
организованности;
•
дисциплине.
Помимо этого веселые танцевальные упражнения помогут ребятам:
•
развить собственный творческий потенциал;
•
улучшить свойства памяти;
•
научиться пониманию своего тела;
•
тренировать координацию движений;
•
освоить балансирующие упражнения;
•
поработать над пластикой тела;
•
сформировать чувство ритма.
Кроме физической пользы танец для ребенка помогает решить несколько задач
психологического направления. Во время увлекательного танца
учащиеся:
17
•
учатся коллективному общению;
•
подражают друг другу;
•
заводят себе новых друзей;
•
снимают стресс;
•
учатся не бояться ошибок;
•
выплескивают накопившуюся энергию.
Стоит ли говорить, что каждое занятие станет отличной заменой долгому
"просиживанию" перед телевизором или компьютером в сопровождении
сладостей и чипсов. При необходимости танец для ребенка станет
прекрасным способом деликатно снизить лишний вес и надолго сохранить
результат.
Веселые и зажигательные танцы для детей помогают каждому
ученику любого возраста обрести любовь к здоровому образу жизни!
Ребенок, который много двигается, растет более жизнерадостным,
здоровым и уверенным в себе!
Танец для ребенка со временем станет одним из самых любимых его
занятий, и он с нетерпением будет ждать следующего посещения наших
занятий, чтобы с неподдельным удовольствием разучивать увлекательные и
забавные движения!
Категория программы – ознакомительная.
Учебный план, календарный учебный график
Учебный план и расписание ДО обучающихся в МБОУ "Школа
№ 11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым" составлены с
учётом современных требований, направленных на совершенствование
учебного процесса в условиях модернизации
Российского образования, на основе нормативно-правовых документов,
регламентирующих реализацию учебного плана дополнительного
образования детей в МБОУ "Школа № 11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии
Республики Крым"
1. Закона РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р.
3. Устава МБОУ "Школа № 11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики
Крым".
4. Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН
2.4.4.3172-14).
5. Положения об организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в МБОУ
"Школа № 11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым"
Учебный план отражает цели, задачи, содержание
дополнительного образования, а также интересы обучающихся и
родителей.
18
Цель дополнительного образования – создание условий для формирования
образовательной среды, которая поможет обеспечить каждому
обучающемуся доступное, отвечающее его запросам, качественное
дополнительное образование на основе эффективных личностноориентированных педагогических технологий, развитию социальной
активности и реализации творческого потенциала обучающихся,
сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного
процесса.
Учебный план отражает направленность общеразвивающих
программ,образовательную область и объём учебной нагрузки.
Направленности выбраны с учетом имеющихся педагогических кадров,
материально – технических возможностей учреждения, запросов
обучающихся, их родителей. Дополнительное образование в школе
реализуется на бесплатной основе.
Количество ставок – 1 ставка в количестве 18 часов по основной
должности и 10 часов по совмещению. Учебный план составлен из расчёта 34
учебных недель. Занятия по дополнительному образованию начинаются с 1
сентября и заканчиваются 25 мая.
Продолжительность занятий педагогов – 45 минут, 15 минутный
перерывдля отдыха. Между занятиями общеобразовательных дисциплин и
посещением бюджетных детских объединений предусмотрен перерыв 1 час.
Бюджетные детские объединения разновозрастные. Наполняемость групп
соответствует оптимальным и допустимым нормам от 10 до 15
человек в группе, минимальный возраст зачисления детей соответствует
норме.
Учебный план дополнительного образования детей школы имеет
необходимое кадровое, методическое и материально-техническое
обеспечение. Реализация образовательных программ обеспечена учебнометодической литературой, дидактическими материалами, ТСО,
кабинетами ОБЖ, технологии, информатики, музыки, ИЗО, большим и
малым спортивными залами, актовым залом, мастерскими.
Формы осуществления образовательного процесса в рамках
дополнительного образования – объединения (клуб, секция, кружок).
(Приложение 1 расписание занятий объединений)
19
Методическое сопровождение и повышение профессионального
уровня педагога дополнительного образования.
Категорийный состав педагогов дополнительного образования.
Высшая кв. категория: 0
Первая кв. категория: 0
Без категорий: 5
Всего педагогов: 5
Содержание методической деятельности:
Время
1. Организация системы повышения
В течениегода
квалификациипедагогов.
2. Участие в семинарах, конкурсах, конференциях.
3.Оказание педагогам ДО информационной,
консультативно-методической помощи через
методические семинары.
4. Экспертиза рабочих программ педагогов
дополнительного образования.
5. Оказание методической помощи в подготовке
открытых занятий, выставок, конкурсов,
концертов.
6. Консультации по работе над методической
темойпедагогам дополнительного образования.
7. Посещения занятий педагогов
дополнительного образования с последующим
анализом и самоанализом.
В течениегода
В течениегода
В течениегода
В течениегода
В течениегода
Используемые и необходимые ресурсы
Научно-методическое обеспечение программы
- Научно-методические рекомендации по организации и мониторингу
внеучебной деятельности.
- Рабочие программы дополнительного общеразвивающего образования в
соответствии с направленностями и видами внеучебной деятельности.
- Публицистическая литература.
Периодическая литература (журналы, газеты)
-Методическое обеспечение каждой общеразвивающей программы
(диагностические методики, конспекты занятий, разнообразный
дидактический материал к занятиям);
- Сценарии досуговых мероприятий.
20
Организационные ресурсы
- Обновление рабочих программ дополнительного общеразвивающего
образования, введение новых.
- Формы отчета перед общественностью.
- Циклограммы режимных управленческих мероприятий: расписание
занятий, планы работы, графики контроля, отчетности на учебный год.
Мотивационные ресурсы
Использование различных форм мотивации педагогов школы, детей,
родителей с целью стимулирования включенности их в учебновоспитательный процесс.
Материально-техническое обеспечение
Для организации образовательного процесса в здании имеются учебные
помещения, актовый зал, библиотека, 2 спортивных зала, кабинет ИЗО,
музыки, технологии, мастерские. Кабинеты укомплектованы
компьютерами. Минимальное материально-техническое обеспечение программы
предполагает наличие следующего инвентаря и оборудования: для занятий по
дополнительным общеразвивающим программам
- столы, стулья, демонстрационные доски, компьютер в комплектации,
материалы и оборудование (в соответствии с направлением и видом
деятельности). Количество мебели рассчитывается по количеству
обучающихся в группе, а так же учитываются условия для труда педагога и
для хранения материалов и инвентаря;
для проведения досуговых мероприятий
– усилитель (компьютер в комплектации), микрофоны, акустическая
система (микшерный пульт, сабвуфер, усилители, шнуры), мультимедиа
проектор, экран, игровое оборудование (мячи, кегли, скакалки, самокаты и пр.),
подборка музыки (для проведения игр, танцев), театральные костюмы и другое
оборудование.
Основные организационные мероприятия по реализации Программы
Взаимодействие с социокультурными учреждениями
Условиями эффективного взаимодействия МБОУ "Школа № 11
им.А.В.Преснякова г.Феодосии Республики Крым" с социальными
партнерами выступают:
открытость школы;
установление доверительных и деловых контактов;
использование образовательного и творческого потенциала социума;
реализация активных форм и методов общения.
Приоритетными направлениями сотрудничества являются: создание
условий для полноценного развития; сохранение и укрепление здоровья
детей, формирование основ культуры личности, творческого потенциала
воспитанников; подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Основные формы организации социального партнерства:
21
совместные мероприятия: спортивные праздники, коллективнотворческие мероприятия: участие в выставках, конкурсах детского
творчества, концертных программах и т.д.;
сетевое взаимодействие. Взаимодействие с социальными партнерами
создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в Школе,
расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с
социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития
воспитанников
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы обеспечит следующие результаты:
дополнительными общеобразовательными программами охвачено не
менее 95 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;
сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми
дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных
интересов и увлечений из широкого спектра предложений в школе и со
стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
созданы условия и сформированы компетенции для использования
детьми и молодежью ресурсов неформального и информального
образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и
продуктивного досуга;
сформированы механизмы мотивационной поддержки детей на
участие в дополнительном образовании;
семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной
информации о дополнительных общеобразовательных программах,
обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и
планировании индивидуальных образовательных траекторий;
сформированы эффективные механизмы общественного управления
дополнительным образованием детей;
реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации, одаренными детьми;
обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных
общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды,
привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов
общественного контроля, независимой оценки качества и
саморегулирования;
действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки
непрерывного профессионального развития педагогических и
управленческих кадров;
создана материально-техническая база, удовлетворяющая
общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом
развитии и оздоровлении детей.
Расширение, поддержание и популизации проекта « Московское
долголетие».
22
В результате реализации Программы будут обеспечены:
повышение удовлетворенности молодого поколения и семей
качеством своей жизни за счет возможностей самореализации,
предоставляемых услуг дополнительного образования;
сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних,
снижение масштабов распространения в подростковой среде курения,
алкоголизма, наркомании, игромании;
рост физической подготовленности детей и снижение
заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому
образу жизни;
увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и
готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и
профессиональных образовательных организациях в области физической
культуры и спорта;
укрепление социальной стабильности общества за счет
сформированных в системе дополнительного образования ценностей и
компетенций, механизмов межкультурной коммуникации;
формирование у молодого поколения гражданской позиции,
патриотизма;
повышение конкурентоспособности выпускников школы на основе
высокого уровня полученного образования, сформированных личностных
качеств и социально значимых компетенций.
проведение досуговых занятий для граждан старшего поколения по всем
заявленным компетенциям в полном объёме.
23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в
современной Школе / М.: «Сентябрь», 2005. - 192 с.
Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система
дополнительного образования детей /Дополнительное образование. 2017
№3
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной
деятельности. М.,2016.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2017.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное
образование детей: - М.: 2012.
Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы
дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2015. № 9. - С. 21 - 23. 5. festival.1september.ru.
Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. - М. 2017.
Салык Н.А. Требования к организации внеурочной
деятельности.http://tiuu.ru/content/pages/228.htm.
24