Решаем вместе
Есть вопрос?

Рабочая программа по родной русской литературе 8 класс

1

Родная литература (русская) 8 кл.
Основная программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная
литература», и предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы.
Данная программа разработана на основе
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона № 185-ФЗ);
 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31
декабря 2015 г. № 1577);
 Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08;
 Учебное пособие, имеющееся в федеральном перечне учебников, «Родная русская литература» под редакцией Александровой М.А.,
Беляевой Н.В. и др. (Просвещение, 2021) 8 кл.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во
всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Цели и задачи изучения предмета «Родная литература (русская) »
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны,
любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах
воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и
исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской
духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм,
чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает школьнику осмыслить непреходящую
историко-культурную и нравственно-ценностную роль родной литературы.
В курсе родной литературы (русской) актуализируются следующие цели:
2

создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
приобщение к литературному наследию своего народа;
воспитание ценностного отношения к родному языку (русскому) и родной литературе(русской) как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа.
Важнейшими задачами курса по родной литературе (русской) являются:
 формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
 обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной
литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Югры;
 приобщение к литературному наследию своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
 формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и
проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного литературного произведения.
Планируемые результаты освоения предмета «родная литература ( русская)»
Метапредметными результатами изучения курса родная литература (русская ) является формирование универсальных учебных действий
(УУД).




Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений.
Познавательные УУД:
3

учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную
и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
 извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
 владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
 перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест
в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
 излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
 уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
 уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при
непосредственной методической поддержке учителя;
 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
 осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Личностные результаты освоения программы по родной литературе ( русской) в 8 классе:
Ученик научится
- воспитанию российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отече-ству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; - - осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоению гуманистиче-ских,
4

демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
- формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное мно-гообразие современного мира;
- формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способнос-ти вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Ученик получит возможность научиться
- развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии
- осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера
Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе ( русской) в 8 классе
Ученик научится:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- владеть всеми видами речевой деятельности:
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания
Ученик получит возможность научиться
- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
- осуществлять контроль успешности своей учебной деятельности
- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации
Познавательные результаты освоения программы по родной ( русской ) литературе в 8 классе
Ученик научится
5

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой
Ученик получит возможность научиться
- владению общими приемами решения проблемных ситуаций
- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы
Коммуникативные результаты освоения программы по родной (русской) литературе в 8 классе
Ученик научится
- умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей;
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
-формулировать, аргументировать и корректно отстаивать своё мнение;
Ученик получит возможность научиться
- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого
общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка
и речевого этикета
Предметные результаты освоения программы по родной литературе (русской) в 8 классе :
•
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской
для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
6

•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
азвитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
•
развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
Ученик научится:
- пониманию родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
- владеть навыками анализа художественного произведения;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой мане-ры писателя, определять их
художественные функции;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
- уметь видеть авторский замысел в произведении
Ученик получит возможность научиться:
- обеспечению культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способно-го аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего харак-тера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитию способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в
систематическом чтении
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни.

7

2.Содержание учебного предмета
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (14ч)
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина-Боратынская «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
8

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (7 часов)
Праздники русского мира
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (10 ч)
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
9

О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Литературный Крым ( 2 часа) .Итоговый урок.( 1 час)

3. Тематическое планирование
№
1
2
3
4

Название раздела
Россия – Родина моя
Русские традиции
Русский характер – русская душа
Литературный Крым
Итого:

Количество часов
14
7
10
3
34 часа.

10

11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».