Решаем вместе
Есть вопрос?

Методические требования по анализу современного урока

Приложение
к письму МОНМ РК
от 22.01.16 № 01-14/179
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
АНАЛИЗУ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Методические рекомендации разработаны Управлением по надзору и контролю в сфере
образования и ГКУ РК «Информационно-методический, аналитический центр».
Внутришкольный контроль - включает в себя систематические и глубокое изучение
учебно-воспитательного процесса и труда учителя, оказание ему своевременной помощи.
Осуществляется директором школы и его заместителем по учебно-воспитательной работе при
широком участии опытных педагогов.
Задачи контроля:

создание благоприятных условий для развития ОУ;

обеспечение взаимодействия управляющей и управляемой систем;

создание информационного банка данных о работе каждого
педагога, состояния УВП, уровня воспитанности, развития учащихся;

побуждение к устранению существующих недостатков и
использованию новых возможностей;

мотивация педагогов на улучшение результатов труда.
Выделяется два вида контроля: тематический и фронтальный.
Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного
вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного
учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или
эстетического воспитания школьников. Содержание тематического контроля составляют
вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности
педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. При
фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при аттестации,
изучаются все направления его работы - учебное, воспитательное, общественнопедагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются
все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация
образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.
С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя,
группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо административной
службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий,
предметно-обобщающий,
тематически-обобщающий,
комплексно-обобщающий.
Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число
педагогов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени,
избежать возможных перегрузок учителей.
Персональная форма контроля осуществляется за работой отдельного учителя,
классного руководителя, воспитателя. Контроль может быть тематическим и фронтальным. В
деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога,
стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.
Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов,
влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной
деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей,
работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации
обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика
успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и
культуры поведения и др.
1

Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучается
состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели
классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются как
администрация, так и представители методических объединений школы.
Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы
разных учителей и разных классов, по отдельным направлениям учебно-воспитательного
процесса. Например, использование краеведческого материала в процессе обучения, или
развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической
культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.
Комплексно-обобщающая форма контроля используется при осуществлении контроля за
организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или
нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.
В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение
школьной документации, наблюдение, беседы, анкетирование, изучение передового
педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы и т.д. Для глубокой и
объективной оценки объекта внутришкольного контроля необходимо использовать сочетание
различных методов контроля, позволяющих получить необходимую объективную
информацию. Одним из важных методов внутришкольного контроля является посещение и
анализ урока.
Объекты контроля в процессе посещения уроков

Деятельность
всего
педагогического
коллектива

Деятельность
обучающихся
параллельных
классов

Деятельность
обучающихся
конкретного
класса

Деятельность
учителей
определенного
направления

Взаимодействие
учителей и
обучающихся

Объекты контроля
в процессе посещения
уроков

Деятельность
определенной
группы
обучающихся

Деятельность
отдельных
обучающихся

2

Деятельность
конкретного
учителя

Деятельность
обучающихся
выпускных
классов

Адаптированность
обучающихся
1, 5 классов

Виды анализа урока
Виды
анализа урока

Педагогический

Психологический

Поэлементный

Поэтапный

Проблемный

Системный

Изучение одного
или нескольких
элементов урока

Изучение
структуры
этапов урока
в соответствии
с его типом

Изучение путей
решения учителем
определенной
проблемы

Изучение системы
взаимосвязанных
компонентов и
элементов урока

Аспектный
Изучение
одного-двух
аспектов урока
в связи
с другими
аспектами

Комплексный
Всестороннее рассмотрение урока
в единстве и взаимосвязи целей,
содержания, форм и методов,
результатов, оценка всех факторов
урока, их влияние на результат
урока

Краткий
Определение
результативности
урока

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Одним
из важных условий проведения урока является рациональный выбор его типа и соблюдения
основных элементов его структуры.
Существует несколько подходов к классификации уроков: по дидактической цели, по
цели организации познавательной деятельности, по основным этапам учебного процесса,
методам обучения, по способам организации учебной деятельности учащихся.
Дидактическая цель является важнейшей составляющей процесса обучения, поэтому
классификация по этому признаку наиболее близка к реальному уроку. Тип урока определяет
особенности его структуры (наличие, последовательность и взаимосвязь элементов). Одни
уроки включают все элементы структуры, другие - только некоторые.
Рассмотренные ниже структуры различных типов уроков и схемы их анализа являются
ориентировочными. Они предусматривают вариативность в зависимости от опыта педагога,
возраста учащихся, их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места
проведения уроков и т.п.
1. Урок усвоения новых знаний
(схема анализа урока Приложение №1)
Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета.
Изложение материала начинается с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана
изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации
познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с
беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих
уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса
необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение
инновационных технологий. Закрепление нового материала проводится чаще всего путем
беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения
3

нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали
достаточно короткие ответы.
Структура урока
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний
учащихся (5-7 мин.).
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и
мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).
3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и
отношений в объектах изучения (10-20 мин. / Для младшего школьника / или 10-30 мин. / Для
старшеклассника /).
4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (1015 мин.).
5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).
2. Урок усвоения навыков и умений
(схема анализа урока Приложение №1)
Основная цель данного типа урока - закрепление и осознание ранее усвоенного
материала (знаний, умений, навыков), овладение учащимися определенным теоретическим
материалом, правилом или алгоритмом. Учащиеся под руководством учителя решают задачи,
выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами. Основой
такого урока можно назвать тренировки в различных вариантах, которые требуют от ученика
перенос знаний и умений в новые, нестандартные ситуации. Данный тип урока включает
организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение
учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания
задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием или
под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по
выполнению домашнего задания.
Структура урока
1. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и опыта
учащихся (подготовительные задачи).
2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
3. Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).
4. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков
(тренировочные упражнения).
а) упражнения по образцу;
б) упражнения по инструкции;
в) упражнения по заданию учителя.
5. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений
(творческие упражнения).
6. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
3. Урок применения знаний, умений и навыков
(схема анализа урока Приложение №2)
Основная цель данного типа урока - научить самостоятельно и творчески применять
знания, навыки и умения в жизненных условиях, способствовать подготовке учащихся к
жизни, труду на производстве, усилению связи теории с практикой, формирование у учащихся
трудолюбия, самостоятельности и творческой активности в решении различных
производственных задач и жизненных проблем. Урок проводится при завершении изучения
темы или раздела предмета. Включает в себя организационную часть, определение и
разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по
выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж
по выполнению домашнего задания.
4

Структура урока
1. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для
творческого решения задач.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков
и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
4. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.
5. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.
6. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
7. Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая
интерпретация полученных результатов.
8. Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания.
Урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа)
Структура урока
1. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для
творческого решения задач.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
3. Усвоение новых знаний.
4. Формирование элементарных навыков на основе применении их в стандартных
условиях.
5. Формирование дифференцированных обобщенных умений.
6. Анализ задачи (раскрытие способов решения творческих элементов).
7. Подготовка необходимого для работы оборудования.
8. Самостоятельное выполнение практической части работы.
9. Творческое применение обобщенных знаний, умений и навыков в постоянно
меняющихся условиях, или в ситуациях, приближенных к жизненным.
10. Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.
11. Итоги урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания.
4. Урок обобщения и систематизации знаний
(схема анализа урока Приложение №3)
Основная цель данного типа урока - приведение усвоенных учащимися понятий в
стройную систему, которая предусматривает раскрытие и усвоение связей и отношений между
ее элементами; сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного
предмета или принципами соответствующей отрасли науки. Урок такого типа проводится
после изучения темы или раздела предмета. Для систематизации и обобщения выделяются
ключевые вопросы курса. Внимание обращается на нахождение и раскрытие в уже выученном
материале закономерностей, логических связей, глубокой сущности процессов и явлений, на
переход от отдельных к более широким обобщениям. Следует обратить внимание на то, что
систематизация предполагает определенную форму отражения отдельных фактов в
определенной системе отношений - схему, обобщающую таблицу. Нельзя считать
систематизацией простое воспроизводство отдельных фактов или действий в конце изучения
темы. Это будет простое повторение. Элементами урока являются: постановка проблем и
выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка
результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению
домашнего задания.
Структура урока
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
5

4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей
системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
5. Итоги урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания.
5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
(схема анализа урока Приложение №4)
Основная цель данного типа урока - проверка качества и прочности усвоенного
материала, сформированности умений и навыков
(предметных и метапредметных
компетенций), внесение корректив, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях,
выявление качества усвоения знаний, навыков и умений. Такие уроки проводятся в конце
изучения темы, раздела и исполняют целый ряд функций: контролирующую, обучающую,
воспитательную, диагностирующую и др.
Структура урока
1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока:
- показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях
приобретенных в школе знаний, навыков и умений;
- сообщение о характере задач на уроке, последовательность и способы их выполнения,
оформление результатов самостоятельной работы.
2. Проверка знания учащимися фактического материала и умение раскрывать
элементарные внешние связи в предметах и явлениях:
- устная фронтальная беседа;
- устный индивидуальный опрос.
3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их
сущность, приводить самые убедительные аргументы в своих суждений и примеры:
- письменная работа (8 - 10 мин.)
- индивидуальный опрос.
4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения:
- письменный опрос;
- самостоятельное составление или заполнение таблицы.
5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях:
- письменное решение задач (вычислительных, качественных или познавательных)
- выполнение самостоятельных практических заданий с готовыми данными,
сформулированными вопросами и известным способом выполнения действий.
6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях:
- выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса
приобретенных знаний и способов выполнения действий в новых условиях;
- выполнение комплексных творческих практических задач.
Задания по объему или степени трудности должны соответствовать рабочей программе и
быть посильными для каждого обучающегося.
7. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.
8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
6. Комбинированный урок
(схема анализа урока Приложение №5)
Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру и может включать в себя
следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала
и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление
новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.
Структура урока:
Применяются различные комбинации структурных элементов различных типов уроков.
1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Сообщение темы, задач урока.
6

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения
навыков (тренировочные упражнения).
6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений
(творческие упражнения).
7. Анализ достижений учащихся.
8. Итоги урока.
Алгоритм подготовки администрации к посещению урока
1. Определить для посещения конкретный урок или систему уроков (учитель, предмет,
тема, класс) в соответствии с целями, задачами, планом внутришкольного контроля и
рекомендациями по итогам посещения предыдущих уроков (при наличии).
2. Определить цель посещения урока.
3. Разработать конкретную схему анализа урока в соответствии с определенной целью
посещения урока.
4. Ознакомиться с рабочей программой учителя, с особенностями преподавания
учебного предмета
5. Ознакомиться с результатами педагогического консилиума класса (при наличии).
6. Ознакомиться с содержанием записей в классном журнале (тема предыдущего урока,
объем, содержание и характер домашнего задания).
7. Определить необходимость проверки сформированности компетенций обучающихся,
при необходимости подготовить соответствующий инструментарий (вопросы для беседы,
тексты контрольных работ, темы сочинений, тестов, анкетирование и др.).
8. При необходимости привлечь для посещения урока руководителя методического
объединения, методиста, учителя-наставника, классного руководителя, психолога и др.).
9. Подготовить все необходимые бланки для фиксации хода урока и его анализа.
Цели посещения урока (примерный перечень)
1. Определить эффективность работы по развитию познавательных интересов
обучающихся.
2. Изучить эффективность методов обучения, применяемых учителем на уроке.
3. Определить эффективность форм и методов обучения, применяемых учителем.
4. Изучить педагогическое руководство со стороны учителя работой обучающихся с
учебником.
5. Изучить эффективность методов обучения, применяемых учителем на уроке, для
реализации межпредметных связей.
6. Оценить объективность оценивания на уроке.
7. Изучить работу учителя по формированию метапредметных компетенций.
8. Определить уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке.
9. Ознакомиться с работой молодого (нового) учителя.
10. Оказать методическую помощь учителю по конкретному вопросу.
11. Выявить уровень знаний обучающихся по предмету.
12. Использование учителем темы для воспитания доброты и человечности.
13. Изучить, как используется на уроке местный материал.
14. Изучение осуществления учителем на уроке профориентационной работы.
15. Изучить, как формируется интерес к изучению родного (иностранного) языка.
16. Определить пробелы и типичные недостатки в знаниях обучающихся, установить
причины.
17. Изучить, с помощью каких методов работы и методических приемов учитель
включает обучающихся в активную творческую деятельность.
18. Познакомиться с условиями, которые обеспечивают достижение позитивных
результатов.
7

19. Изучить, как осуществляется индивидуальный подход.
20. Изучить методику освоения нового материала.
21. Выявить уровень усвоения обучающимися нового материала.
22. Ознакомиться с работой учителя по выработке культуры устной и письменной речи.
23. Проверить выполнение учителем предыдущих рекомендаций.
24. Ознакомиться с методами и приемами учителя по реализации целей и задач урока.
25. Изучить эффективность использования раздаточного материала и наглядности.
26. Изучить состояние дифференциации обучения.
27. Определить уровень поликультурной направленности обучения и воспитания.
28. Изучить, как учитель внедряет ППО.
29. Изучить рациональность распределения времени по этапам урока.
30. Изучить, как учитель обеспечивает формирование понятийного аппарата предмета по
данной теме.
31. Изучить использование учителем воспитательного потенциала урока.
32. Изучить оптимальность объема, характер, сложность, дифференциацию и способы
инструктирования домашнего задания.
33. Оценить, как учитель придерживается критериев при оценивании ответов
обучающихся.
34. Определить уровень сформированности у обучающихся научного мировоззрения.
35. Изучить умение выделять главное на этапах изучения и закрепления нового
материала, контроля знаний обучающихся.
36. Изучить умение учителя рационально подбирать формы и методы работы в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся, содержанием материала.
37. Изучить умение учителя обеспечить учебную дисциплину на уроке.
38. Изучить умение руководить познавательной деятельностью обучающихся, развивать
интерес к предмету.
39. Изучить умение обеспечивать контроль знаний, умений, навыков обучающихся
(формирования предметных компетенций).
40. Изучить умение обеспечить единство обучения и воспитания с учетом темы,
содержания материала урока.
41. Рассмотреть владение психологией общения с обучающимися.
42. Оценить уровень владения учителем образовательными технологиями при
обучении.
43. Изучить уровень гуманизации обучения.
44. Изучить эффективность методов обучения, используемых учителем.
45. Изучить объективность оценивания обучающихся.
46. Оценить эффективность работы учителя по развитию познавательных интересов
обучающихся.
47. Выявить уместность и эффективность форм обучения, используемых учителем.
48. Изучить уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке.
49. Изучить, как учитель осуществляет на уроке межпредметные связи.
50. Изучить эффективность приемов, используемых учителем, для организации обратной
связи на уроке.
51. Изучить уровень сформированности метапредметных (общеучебных) навыков.
52. Изучить работу учителя по формированию у обучающихся умения самостоятельно
приобретать знания.
53. Установить уровень знания обучающимися фактического материала по предмету.
54. Изучить результативность внедрения современной образовательной технологии.
55. Изучить состояние дисциплины обучающихся на уроке, уровень культуры общения
учителя с обучающимися.
56. Изучить деятельность учителя по развитию творческого потенциала обучающихся.
57. Изучить уровень реализации принципа единства обучения, воспитания и развития
личности.
8

58. Выяснить уровень соблюдения учителем принципа научности при изучении нового
материала.
59. Изучить целесообразность и эффективность использования наглядности на уроке.
60. Изучить формы, методы и приемы реализации учителем индивидуального и
дифференцированного подхода на разных этапах урока
61. Изучить стиль общения учителя с обучающимися.
62. Выяснить уровень оптимального подбора объема учебного материала и его
содержания для эффективного усвоения новой темы
63. Оценить методы работы учителя по формированию внутренней мотивации обучения.
64. Оценить методы сотрудничества учителя с обучающимися на уроке.
65. Проверить соблюдение правил техники безопасности и норм санитарногигиенического режима на уроке.
66. Проанализировать технику проведения урока (ритм, темп, распределение времени).
67. Оценить грамотность учителя при использовании определенных технологий и
методик обучения, эффективность их использования.
68. Изучить систему работы учителя по осуществлению контроля, проверки и
оцениванию знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся (гуманность,
объективность, разнообразие форм, методов, видов проверки и контроля).
69. Изучить психологическое состояние обучающихся на уроке (активность, чувство
комфорта, профилактика утомляемости и др.), умение учителем снять тревожность и
неуверенность
70. Изучить особенности развития познавательных процессов на уроке (внимания,
памяти, восприятия, мышления).
71. Оценить рациональность использования времени на уроке (хронометраж урока).
72. Изучить методы и приемы создания благоприятного климата на уроке.
73. Изучить эффективность использования инновационных форм и методов обучения.
74. Изучить обеспечение усвоения обучающимися основных понятий на уроке.
75. Изучить способы формирования критического мышления обучающихся.
76. Оценить организацию игровой деятельности обучающихся на уроке.
77. Проанализировать уровень и эффективность использования ИКТ технологий в
образовательном процессе.
78. Оценить работу учителя по развитию на уроке творческих способностей и талантов
обучающихся.
79. Проанализировать формирование навыков культуры устной и письменной речи.
80. Эффективность работы учителя по развитию связной речи обучающихся,
обогащению словарного запаса.
Примерный перечень выводов к анализу урока
1.
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию.
2.
Методическая структура урока соответствует поставленным целям и задачам.
3.
Осуществляет планирование урока в соответствии с индивидуальными и
возрастными особенностями обучающимися.
4.
Обоснован оптимальный отбор методов, приемов и средств обучения, которые
соответствуют содержанию учебного материала.
5.
Умеет организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины.
6.
Умело формулирует и обосновывает цели и задачи урока в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
7.
Планирует приемы и формы работы, обеспечивающие активность и
самостоятельность мышления обучающихся.
8.
Задает на уроке высокий темп и оптимальный ритм образовательного процесса.
9.
Соблюдает логическую связь между новым материалом и ранее изученным.
10.
Использует оптимальное соотношение нагрузки на память и мышление
учащихся.
9

11.
Сочетает усвоение знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного
поиска.
12.
Применяет различные формы работы для актуализации в памяти ранее
усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых.
13.
Использует установки в форме убеждения и внушения, аргументации
выбранной позиции.
14.
Добивается активного учения каждого школьника.
15.
Обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к
обучающимся, сочетание его с коллективной работой в классе.
16.
Определяет деятельность обучающихся формулировками:
проанализируйте, докажите, сравните, выразите символом, создайте схему или модель,
обобщите (сделайте вывод), выберите способ решения, исследуйте, оцените, измените,
придумайте и т.д.
17.
Обеспечивает полноту изложения программного материала.
18.
Использует элементы новизны, развивающие любознательность обучающихся.
19.
Включает в содержание урока задания творческого характера.
20.
Предлагает практические задания на отработку изученного материала и
диагностические задания на проверку его понимания и усвоения.
21.
Организует работу в группах, формирует лидерские и координаторские
способности.
22.
Соблюдает единый орфографический режим.
23.
Ведет учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных
возможностей обучающихся.
24.
Урок вызывает у обучающихся интерес, воспитывает познавательную
потребность.
25.
Чередует виды деятельности для предупреждения утомляемости на уроке.
26.
На уроке доминирует атмосфера доброжелательности и активного творческого
труда.
27.
Следит за степенью усвоения нового материала.
28.
Оказывает индивидуальную помощь обучающимся, испытывающим
затруднения в обучении.
29.
Следит за соблюдением обучающимися правильной осанки и рабочей позы.
30.
Применяет здоровьесберегающие технологии, обеспечивает охрану жизни и
здоровья обучающихся.
31.
Обеспечивает достижение образовательных, развивающих и воспитательных
целей урока (в полном объеме, частично).
32.
Урок насыщен современными образовательными технологиями.
33.
Умело связывает теорию с практикой, использование жизненного опыта
обучающихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
34.
Проводится работа по формированию навыка исследовательской работы и
проектной деятельности.
35.
Реализует проблемное обучение.
36.
Применяет диалоговые формы общения обучающихся.
37.
Обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
38.
Создает нестандартные ситуации для использования сформированных
компетенций обучающихся при решении поставленных задач.
39.
Урок носит нравственную и мировоззренческую направленность.
40.
Планирует в системе повторение ранее пройденного материала.
41.
Обоснованно выбирает и применяет на уроке наглядные средства обучения,
включая ИКТ в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения
обучающих задач.
42.
Осуществляет межпредметные и межкурсовые связи.
10

43.
Обеспечивает
объективность
контрольно-оценочной
деятельности
обучающихся в соответствии с установленными критериями.
44.
Формирует навыки самоконтроля и самооценки.
45.
Уважает человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
46.
Соблюдает нормы педагогической этики (самообладание, педагогический такт,
стиль поведения).
47.
Умело проводит самоанализ урока, объективно оценивает
его
результативность.
48.
Проводит инструктаж домашних заданий, соблюдает оптимальный объем,
доступность, дифференциацию заданий, предоставляет право выбора.
Примерные рекомендации учителю по результатам
анализа посещенного урока:
1. Продумывать в комплексе и конкретизировать в плане урока задачи обучения,
развития и воспитания обучающихся.
2. Тщательнее продумывать не только образовательную цель урока, но и развивающую,
и воспитательную.
3. Конкретизировать цели и задачи урока, связывая их с содержанием учебного
материала.
4. Углублять практические умения и навыки использования инновационных форм и
интерактивных методов работы.
5. Рационально (целесообразно) использовать наглядность, продумывать ее роль и
эффективность в структуре урока.
6. Использовать в системе методов обучения элементы проблемного обучения.
7. Продумывать и правильно использовать контрольно-коррекционную функцию урока
как стимулирующую роль в учебном процессе.
8. Подбирать оптимальные методы и приемы работы с учебным материалом в
соответствии со структурной организацией урока.
9. Продумывать систему упражнений для повышения практической направленность
урока.
10. Продумывать систему вопросов, формирующих аналитическое мышление (на
обобщение, сопоставление, анализ, формулировку выводов).
11. Уделить внимание подбору дидактического материала (элементы новизны, факты для
сравнения, выводов), позаботиться о его воспитательной направленности.
12. Практиковать опережающие домашние задания, продумывать их систему, роль в
системе уроков.
13. Продумывать систему работы с учебником, планировать самостоятельную работу
(отбор материала для иллюстрации, выбор из учебника орфограмм, правил, законов и др.).
14. Планировать систему тренировочных упражнений, которые содержат не только
анализ явлений, законов, но и задания творческого характера.
15. Обратить внимание на развивающее обучение – развитие умственных способностей
обучающихся (мышление, речь, воображение, память и др.) используя рациональные приемы
учебной деятельности.
16. Обратить внимание на развивающее обучение – развитие критического обучения
обучающихся путем подбора соответствующих форм и методов работы.
17. Этап урока «домашнее задание» использовать для актуализации материала,
необходимого для усвоения новой темы.
18. При подготовке к уроку продумывать структуру урока, формы и методы работы на
уроке с учетом полученных рекомендаций.
19. Выполнять требования к современному уроку в рамках внедрения ФГОС.
20. При реализации рабочей программы на уроках использовать приемы системнодеятельностного подхода.
21. Продумать систему домашних заданий в рамках отдельной темы, блоков уроков с
11

учетом реальных возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся класса.
22. При планировании уроков предусмотреть возможность межпредметной или
внутрипредметной интеграции отдельных тем.
23. Обратить внимание на возможность использования игровых технологий
в
организации образовательного процесса.
24. Обратить внимание на методику организации коллективной, групповой,
индивидуальной творческой деятельности.
25. Разработать систему методов и приемов по предупреждению (или преодолению)
неуспешности обучающихся.
Предложения, рекомендации должны ориентировать педагога на:
- усовершенствование структуры, содержания и организации урока;
- осуществление индивидуализации и дифференциации обучения;
- внедрение новых образовательных технологий обучения;
- реализацию воспитательного потенциала учебного предмета;
- изучение и внедрение передового педагогического опыта;
- анализ методической литературы;
- моделирование собственной творческой лаборатории и др.
Требования к современному уроку
в условиях внедрения ФГОС нового поколения
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на
результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не
только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку?
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и
одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль
класса, стремления учащихся, настроение детей;
- планирование обратной связи;
В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребенка к
познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не
получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её
узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Принципы педагогической техники на уроках:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику
предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика
с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме
деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,
интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой
системы приемов обратной связи).
Анализ урока на соответствие требованиям ФГОС
12

ОУ_____________________________________________Класс____________
Предмет_________________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________
ФИО учителя _____________________________________________________
Оборудование______________________________________________________
Раздел 1. Целеполагание
Критерии оценки

Д
а

Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика
(объясняет цель в логике темы, предмета, практического
использования знаний)
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для
учеников (при объяснении цели ориентируется на пользу,
любознательность, иные личные мотивы детей)
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками
(дети высказывают свои предположения, зачем может быть нужно то,
что изучается на уроке)
Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы
(есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в
процессе само- и взаимооценивания)
Всего по разделу
Максимум по разделу

1

0

2

1

0

2

1

0

3

2

0

3

2

0

Д
а

Част
ично

Н
ет

1

–

0

1

–

0

2

1

0

2

1

0

2

1

0

2

1

0

2

1

0

Раздел 3. Организация деятельности учеников
Критерии оценки
Д
а
Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты
2
выполнения заданий и обсуждает их эффективность
Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора темпа,
2
уровня сложности, способов деятельности
Всего по разделу
Максимум по разделу
13

Н
ет

6

Раздел 2. Информационное обеспечение
Критерии оценки
Основной источник информации – рассказ учителя, знания
преподносятся в монологической модели
Используются
только
традиционные
информационные
материалы (учебник, рабочая тетрадь)
Используются наряду с традиционными разнообразные
справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники,
электронные учебные материалы и ресурсы Интернет)
Создаются учебные ситуации, в которых необходимо
сравнивать, сопоставлять данные из разных источников
Источником информации становятся личные наблюдения
учеников, опыт, эксперимент
Используются материалы разных форматов (текст, таблицы,
схемы, графика, видео, аудио)
Целесообразность использования ИКТ
Всего по разделу
Максимум по разделу

Част
ично
–

10

Част
ично

Н
ет

1

0

1

0

4

Раздел 4. Педагогические технологии
Критерии оценки

Д
а

Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной
работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через
выполнение простых заданий)
На уроке используются активные технологии обучения:
экспериментальные,
исследовательские,
игровые,
проблемное
обучение, работа в группах и парах______________________________
____________________________________________________________
________________________________________________________
____

Част
ично

Не
т

1

–

0

3

2

0

(подчеркнуть нужное или дописать)

Всего по разделу
Максимум по разделу

3

Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия
Критерии оценки
Д
а
Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу
1
оценки
Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и
3
объясняет критерии выставления балла, обсуждает их с учениками
Учитель организует взаимооценку учеников по установленным
3
критериям
Учитель создает возможности для самооценки
по
3
установленным критериям
Учитель организует качественную рефлексию учеников
(достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и
3
пр.)
Всего по разделу
Максимум по разделу
Всего за урок по всем разделам
Максимум за урок по всем разделам

Част
ично

Раздел 6. Выводы и рекомендации
Выводы

Рекомендации

С выводами и рекомендациями ознакомлен (а) __________________________
(Подпись учителя)

Рекомендации по использованию оценочного листа
14

Н
ет

–

0

1

0

2

0

2

0

2

0

12
35

Оценочный лист не предназначен для полного комплексного анализа урока и оценивает
его только с точки зрения соответствия требованиям ФГОС по определенным параметрам:
целеполагание, информационное обеспечение, организационные особенности, педагогические
технологии, оценка деятельности и рефлексия.
Критерии выбраны в связи с тем, что именно они являются важными при оценке уровня
соответствия урока требованиям ФГОС.
1. Целеполагание
Значимость критерия сопряжена
создания мотивации к обучению.

с

ролью

целеполагания

в

процессе

Критерии оценки
Характеристики критериев
Учитель объявляет цель
Целеполагание осуществляется формально
урока
является для ученика мотивирующим фактором

и

не

Учитель
пытается
Если цель урока понятна ученику,
это является
сделать цель урока понятной мотивацией
познавательной
деятельности,
хотя
и
для ученика
недостаточно сильной
Если цель урока принимается на личностном уровне,
Учитель
пытается
ученик
осознает
полезность,
значимость,
интерес
сделать цель урока личностно
предстоящей работы, это является сильным мотивационным
значимой для учеников
стимулом для его деятельности
Цель урока обсуждается
Участие учеников в целеполагании обеспечивает
и формируется в диалоге с высокий уровень осмысленности и принятия цели и, как
учениками
следствие, высокий уровень учебной мотивации
Цели урока
диагностичны, измеряемы

Измеримость целей обеспечивает возможность оценки
результата с позиций достижения целей, Это важно для
ученика, поскольку способствует формированию навыков
самоконтроля, самооценки
2. Информационное обеспечение

Значимость
критерия
обусловлена
особенностями
познавательной
деятельности. Стандарты второго поколения ориентированы на переход от
репродуктивной деятельности к активному обучению, которое обеспечивается не
только за счет использования определенных педагогических технологий, но и за
счет использования различных информационных источников и создания
полноценной информационно-образовательной среды обучения.

Критерии оценки
Характеристики критериев
На уроке используются
Наличие одного источника информации уменьшает
традиционные
возможности для создания учебных ситуаций, в которых
информационные материалы ученику
приходится
осуществлять
самостоятельную
(учебник, рабочая тетрадь)
познавательную деятельность
Увеличение количества информационных источников
На уроке используются
позволяет активизировать познавательную деятельность
справочные
материалы
ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать
(словари,
энциклопедии,
развитие метапредметных умений, связанных со сравнением,
справочники)
сопоставлением, оценкой
Увеличение количества информационных источников
На уроке используются
позволяет активизировать познавательную деятельность
электронные
учебные
ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать
материалы
и
ресурсы
развитие
метапредметных
умений,
связанных
с
Интернет
самостоятельным поиском информации
15

Источником
информации
становятся
личные
наблюдения
учеников, опыт, эксперимент

На уроке используются
материалы разных форматов
(текст, графика, видео, аудио)

Увеличение количества информационных источников
позволяет активизировать познавательную деятельность
ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать
развитие
метапредметных
умений,
связанных
с
исследовательской
деятельностью,
организацией
эксперимента, формулировкой гипотезы, ее проверкой,
обобщением и анализом результатов
Наличие различных информационных источников не
только
позволяет
стимулировать
познавательную
деятельность и развитие метапредметных компетентностей,
но и дает возможность ученику выбирать типы информации,
соответствующие его индивидуальным особенностям

На уроке создаются
ситуации, в которых ученики
Ориентация
сопоставляют данные, делают обучения
обобщение, дают оценку

на

решение

метапредметных

задач

Использование ИКТ может быть как формальным,
иллюстративным (презентация как сопровождение лекции
учителя), так и способствовать организации активной
познавательной деятельности

Целесообразность
использования ИКТ

3. Организация деятельности обучающихся
Значимость критерия обусловлена требованиями ФГОС к организации
самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Критерии оценки
Учитель
дает
подробные инструкции по
выполнению заданий или
алгоритмы
деятельности, ученики не
имеют
возможности
действовать иначе
Учитель
дает
возможность
ученикам
пробовать разные варианты
выполнения
заданий
и
обсуждает
их
результативность
Задания
вариативны,
ученик имеет возможности
выбора по уровню сложности
или способам деятельности

Характеристики критериев
Жесткая регламентация деятельности учеников на
уроке снижает возможности для развития познавательной
самостоятельности

Выбор и анализ результативности способов решения
познавательных
задач
способствует
формированию
различных стратегий познавательной деятельности, а не
только действий по образцу

Вариативность заданий позволяет ориентироваться на
личностные результаты обучения, оценивать динамику
ученика,
его
продвижение
(обогащение
способов
деятельности, повышение уровня сложности)
В отличие от жестких алгоритмов выполнения
конкретных заданий, технологическая карта отражает этапы
Есть технологическая урока и позволяет ученику двигаться в собственном темпе,
карта урока
фиксируя результаты своего продвижения. Технологическая
карта позволяет более четко и результативно организовать
самостоятельную работу учеников

4. Педагогические технологии
16

Значимость критерия обусловлена требованиями
использованием технологий активного обучения.

Критерии оценки
Урок
в
основном
строится на репродуктивных
техно-логиях и фронтальной
работе (рассказ учителя + его
воспроизведение – прямое
или
через
выполнение
простых заданий)
На уроке используются
активные
технологии
обучения:
экспериментальные, исследователь-ские,
игровые,
проблемное
обучение, работа в группах и
парах (подчеркнуть нужное
или дописать)
Учитель дает задания,
где
на
предметном
содержании
формируются
метапредметные умения и
компетенции (какие)

ФГОС,

связанными

с

Характеристики критериев
Такое технологическое решение урока не соответствует
требованиям ФГОС, даже если на уроке много времени
отводится для самостоятельной работы учеников, но эта
работа носит репродуктивный характер (выполнение
однотипных заданий без самоконтроля, самопроверки и
иных форм активной познавательной деятельности)
Эти технологии активного обучения способствуют
формированию тех образовательных результатов, которые
предусмотрены ФГОС. Важно при оценке учитывать
адекватность
используемых
технологий
возрастным
особенностям детей, учебному содержанию, этапу изучения
материала
Конечный результат обучения в соответствии с ФГОС
– не сами знания, а способы их получения и применения, что
обеспечивается формированием метапредметных умений и
компетенций
–
когнитивных,
коммуникативных,
исследовательских и пр.

Урок
не
является
единственной
формой
На
уроке образовательной деятельности, он – одна из форм – наряду с
прослеживаются связи
с внеурочной работой, проектной, исследовательской и
внеурочной
деятельностью творческой деятельностью детей. Хорошо, если урочная и
учеников
внеурочная деятельность взаимно дополняют и обогащают
друг друга.
5. Оценка деятельности и рефлексия
Значимость критерия обусловлена тем, что ФГОС ставят задачу по смещению
акцентов с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и
рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результатов.
Кроме того, важно постепенно отходить от оценивания «от ошибки» – к
формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность
через понимание причин успехов и затруднений. Есть также проблемы,
связанные с оценкой и фиксацией не только предметных, но и метапредметных,
и личностных результатов обучения.

Критерии оценки
Учитель
использует
только стандартную
5балльную шкалу оценки
Учитель
использует
стандартную
5-балльную шкалу оценки и
формулирует
критерии
выставления балла

Характеристики критериев
При таком подходе невозможно реализовать
требования ФГОС в области оценки результатов обучения
Этот подход не обеспечивает полноценное выполнение
требований ФГОС, но делает более осмысленным сам
процесс оценивания, когда ученик понимает, за что
выставляется тот или иной балл

17

Учитель
использует
формирующее
(критериальное) оценивание,
критерии
обсуждены
с
учениками и понятны им

Понятность, прозрачность критериев оценки и подход
к оценке не от подсчета количества ошибок, а от
реализованных разнообразных возможностей работает на
достижение требований ФГОС в области подходов к
оцениванию учебных результатов, позволяя оценивать не
только предметные, но и метапредметные результаты

Учитель
организует
Этот подход позволяет решать коммуникативные
взаимооценку учеников по задачи обучения, делает оценку более прозрачной и
установленным критериям
способствует объективному восприятию
Учитель
создает
Решение
важнейших
задач,
связанных
с
возможности для самооценки формированием осознанного отношения к собственной
по установленным критериям познавательной
деятельности
и
формированию
ответственности за ее результаты
Учитель
организует
Эмоциональная рефлексия важна, т.к. позволяет
эмоциональную рефлексию
оценивать комфортность образовательного процесса для
учеников
(понравилось/не
ученика и оценивать его личностные результаты (уровень
понравилось,
как
себя
уверенности в себе, самооценки и пр.)
чувствовал на уроке)
Учитель
организует
качественную
рефлексию
Качественная рефлексия позволяет сделать более
учеников
(достижение осмысленной познавательную деятельность ученика (выбор
результата,
сложность, познавательной стратегии, самооценка результатов – как
полезность, взаимодействие и предметных, так и метапредметных)
пр.)

18

Приложение №1
Схема анализа урока
усвоения новых знаний, умений и навыков
Дата проведения ____________
Учитель__________________________
Предмет_________________________________________________________________________
Тема урока______________________________________________________________________
Урок посетил____________________________________________________________________
Цель посещения _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Критерии урока

Оценка
критерия от
0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Постановка целей урока (цели не поставлены, поставлены учителем,
определены вместе с учащимися).
1.2.Степень достижения целей урока (не достигнута, достигнута частично,
достигнута в полном объеме). Мотивация деятельности учащихся
Максимальное количество баллов по разделу

4

2. Анализ структуры и организации урока
2.1. Целесообразность распределения времени урока по этапам урока.
2.2. Оборудование урока. Эффективность использования наглядных пособий,
дидактического раздаточного материала и технических средств обучения
2.3.Повторение и проверка знаний (фронтальная, выборочная, самопроверка,
взаимопроверка_____________________________________________________).
Актуализация опорных знаний, подведение учащихся к восприятию новых
знаний.
2.4.Этап первичного осознания нового материала. Выбор приемов обучения
(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный
_________________________________________________________)
2.5.Этап первичного усвоения и применения знаний (стандартные задания, по
образцу, по алгоритму, исследовательские, ___________________________)
2.6. Контроль результатов усвоения новых знаний. Рефлексия.
2.7.Итоги урока (не подведены, подведены учителем, подведены совместно с
учащимися). Оценивание (без комментария, с комментарием)
Максимальное количество баллов по разделу
3. Анализ содержания урока
3.1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ.
Научный уровень излагаемого материала.
Логичность, последовательность,
доступность, наглядность
3.2. Выделение главной идеи нового материала, связь с изученным.
Формирование новых понятий. Практическая направленность урока
3.3. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем, для
формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления,
познавательных интересов учащихся
Максимальное количество баллов по разделу
4. Анализ организации работы учащихся
4.1. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету.
Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.
4.2. Сочетание различных форм работы (фронтальная, групповая, парная,
самостоятельная, индивидуальная ______________________________________) .
Индивидуальная работа учителя с разными категориями учащихся.

4.3. Характер тренировочных упражнений, степень сложности,
вариативность в ходе урока, учет уровня подготовленности учащихся класса.
19

14

6

Инструктаж и помощь учителя.
Максимальное количество баллов по разделу
5. Анализ качества знаний, умений и навыков
5.1. Степень усвоения нового материала. Степень овладения практическими
умениями и навыками. Связь нового с ранее изученным.
5.2. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять новые
знания в стандартных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.
Максимальное количество баллов по разделу
6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися
6.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом
работы, заданной на дом.
6.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий,
развивающий) и его посильность
6.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.
Максимальное количество баллов по разделу
Итого

6

4

6
40

0 – не реализован, 1 – частично реализован, 2 – реализован в полном объеме
Неудовлетворител
ьный уровень
До 20 баллов

Удовлетворитель
ный уровень
20 – 29 баллов

Хороший
уровень
30 – 35 баллов

Высокий уровень
36 – 40 баллов

Дополнительные комментарии к уроку, выводы и рекомендации:__________________________
___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Ознакомлен учитель
_______________/______________________________
Подпись
ФИО

20

Приложение №2
Схема анализа урока
применения знаний, умений и навыков
Дата проведения ____________
Учитель__________________________
Предмет_________________________________________________________________________
Тема урока______________________________________________________________________
Урок посетил____________________________________________________________________
Цель посещения _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Критерии урока

Оценка
критерия от 0
до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Постановка целей урока (цели не поставлены, поставлены учителем,
определены вместе с учащимися).
1.2.Степень достижения целей урока (не достигнута, достигнута частично,
достигнута в полном объеме). Мотивация деятельности учащихся
Максимальное количество баллов по разделу
3. Анализ структуры и организации урока
2.1. Целесообразность распределения времени урока по этапам урока.
2.2. Оборудование урока. Эффективность использования наглядных пособий,
дидактического раздаточного материала и технических средств обучения
2.3.Повторение и проверка знаний (фронтальная, выборочная, самопроверка,
взаимопроверка). Актуализация опорных знаний (система проблемных вопросов и
задач, способствующих созданию поисковых ситуаций; вопросы, требующие
сопоставления, сравнения учебного материала, обобщения на понятийном уровне)
2.4. Этап формирования элементарных навыков на основе применения их в
стандартных ситуациях. Рациональное соотношение различных видов тренировочных
упражнений (стандартные задания, по образцу, по алгоритму)
2.5.Этап формирования дифференцированных обобщенных умений и навыков.
Выбор форм (фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная,
______________________) и методов работы (репродуктивный, практический,
исследовательский ___________________________________________________)
2.6. Обобщение и систематизация (заданий) результатов выполнения заданий.
Рефлексия.
2.7.Итоги урока (не подведены, подведены учителем, подведены совместно с
учащимися). Оценивание (без комментария, с комментарием)
Максимальное количество баллов по разделу
3. Анализ содержания урока
3.1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ.
Научный уровень излагаемого материала.
Логичность, последовательность,
доступность, наглядность
3.2. Выделение главной идеи нового материала, связь с изученным.
Формирование и закрепление новых умений и навыков. Практическая направленность
урока
3.3. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем, для
формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления,
познавательных интересов учащихся
Максимальное количество баллов по разделу
4. Анализ организации работы учащихся
4.1. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету.
Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.
4.2. Сочетание различных форм работы (фронтальная, групповая, парная,
21

4

14

6

самостоятельная,
индивидуальная
______________________________________)
Индивидуальная работа учителя с разными категориями учащихся.

4.3. Характер тренировочных упражнений, степень сложности,
вариативность в ходе урока, учет уровня подготовленности учащихся класса.
Инструктаж и помощь учителя.
Максимальное количество баллов по разделу
5. Анализ качества знаний, умений и навыков
5.1. Степень усвоения нового материала. Степень овладения практическими
умениями и навыками. Связь нового с ранее изученным.
5.2.Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять новые
знания в нестандартных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые
знания.
Максимальное количество баллов по разделу
6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися
6.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом
работы, заданной на дом.
6.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий,
развивающий) и его посильность
6.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.
Максимальное количество баллов по разделу
Итого
0 – не реализован, 1 – частично реализован, 2 – реализован в полном объеме
Неудовлетворител
ьный уровень
До 20 баллов

Удовлетворитель
ный уровень
20 – 29 баллов

Хороший
уровень
30 – 35 баллов

6

4

6
40

Высокий уровень
36 – 40 баллов

Дополнительные комментарии к уроку, выводы и рекомендации:__________________________
___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Ознакомлен учитель
_______________/______________________________
Подпись
ФИО

Приложение№3
22

Схема анализа урока
обобщения и систематизации знаний
Дата проведения ____________
Учитель__________________________
Предмет___________________________________________________________________
Тема урока________________________________________________________________
Урок посетил______________________________________________________________
Цель посещения ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Критерии урока
1. Анализ целей урока
1.1.Постановка целей урока (цели не поставлены, поставлены учителем,
определены вместе с учащимися).
1.2.Степень достижения целей урока (не достигнута, достигнута частично,
достигнута в полном объеме). Мотивация деятельности учащихся
Максимальное количество баллов по разделу
2.
Анализ структуры и организации урока

Оценка
критерия от
0 до 2
баллов

4

2.1. Целесообразность распределения времени урока по этапам урока.
2.2. Оборудование урока. Эффективность использования наглядных пособий,
дидактического раздаточного материала и технических средств обучения
2.3.Проверка домашней работы (фронтальная, выборочная, самопроверка,
взаимопроверка).
2.4. Актуализация опорных знаний (задания на анализ, сравнение,
классификацию учебного материала)
2.5. Этап повторения опорных знаний и анализа основных фактов, событий,
явлений в рамках изучаемой темы. Выбор методов (объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, практический, исследовательский _____________________) и
приемов
(кроссворды,
логические
цепочки,
______________________________________________) организации повторения
2.6. Этап обобщения и систематизации понятий, усвоения системы знаний и их
применение для объяснения новых факторов и выполнения практических заданий по
изучаемой теме. Выбор метода (информационно-объяснительный, деятельностноразвивающий,
исследовательский ________________________) и формы
(фронтальная, групповая, парная, индивидуальная ________________)
2.7.Итоги урока (не подведены, подведены учителем, подведены совместно с
учащимися). Рефлексия. Оценивание.
Максимальное количество баллов по разделу
3. Анализ содержания урока
3.1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ.
Научный уровень излагаемого материала.
Логичность, последовательность,
доступность, наглядность
3.2. Сознательное овладение учащимися основных понятий, усвоение связей и
отношений между понятиями и явлениями в рамках изучаемой темы. Координация
учителем процесса усвоения системы понятий.
3.3. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем, для
формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления,
познавательных интересов учащихся.
Максимальное количество баллов по разделу
4. Анализ организации работы учащихся
4.1. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету.
23

14

6

Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.
4.2. Сочетание различных форм работы (фронтальная, групповая, парная,
самостоятельная,
индивидуальная
______________________________________)
Индивидуальная работа учителя с разными категориями учащихся.
4.3. Характер упражнений, степень сложности, вариативность в ходе урока,
учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя.
Оценка и самооценка работы учащихся на каждом этапе урока (оценочный лист).
Максимальное количество баллов по разделу
5. Анализ качества знаний, умений и навыков
5.1. Степень сознательного овладения основными понятиями темы. Степень
овладения практическими умениями и навыками. Связь изучаемой темы с ранее
изученным материалом.
5.2.
Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять
приобретенные
знания в нестандартных ситуациях, приобретать с помощью
имеющихся новые знания.
Максимальное количество баллов по разделу
6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися
6.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом
работы, заданной на дом.
6.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий,
развивающий) и его посильность
6.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.
Максимальное количество баллов по разделу
Итого

6

4

6
40

0 – не реализован, 1 – частично реализован, 2 – реализован в полном объеме
Неудовлетворител
ьный уровень
До 20 баллов

Удовлетворитель
ный уровень
20 – 29 баллов

Хороший
уровень
30 – 35 баллов

Высокий уровень
36 – 40 баллов

Дополнительные комментарии к уроку, выводы и рекомендации:__________________________
___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Ознакомлен учитель
_______________/______________________________
Подпись
ФИО

24

Приложение №4
Схема анализа урока
контроля и коррекции знаний, умений и навыков
Дата проведения ____________
Учитель__________________________
Предмет_________________________________________________________________________
Тема урока______________________________________________________________________
Урок посетил____________________________________________________________________
Цель посещения _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Критерии урока

Оценка
критерия от 0
до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Постановка целей урока (цели не поставлены, поставлены учителем,
определены вместе с учащимися).
1.2.Степень достижения целей урока
(достигнута, достигнута частично,
достигнута в полном объеме). Мотивация деятельности учащихся
Максимальное количество баллов по разделу
2.
Анализ структуры и организации урока
2.1. Целесообразность распределения времени урока по этапам урока.
2.2. Оборудование урока. Эффективность использования наглядных пособий,
дидактического раздаточного материала и технических средств обучения
2.3. Подготовка учащихся к работе. Полная готовность класса и оборудования,
быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2.4. Инструктаж учителя по проведению контроля знаний. Соблюдение
учителем требований по организации контроля знаний учащихся.
2.5. Этап контроля знаний: формы проведения (устный опрос (фронтальный,
индивидуальный, групповой), письменный опрос, диктант, изложение, решение задач
и примеров, зачет, зачетная практическая (лабораторная) работа, практикум,
контрольная, самостоятельная работа, _______________________)
2.6. Соответствие содержания текстов заданий отведенным временным рамкам
урока и требованиям к оформлению.
2.7.Подведение итогов урока. Анализ успешности достижения цели и
перспектива последующей работы. Адекватность самооценки учащегося
оценке учителя.
Максимальное количество баллов по разделу
3. Анализ содержания текстов заданий
3.1. Соответствие содержания текстов заданий требованиям государственных
программ, критериям оценивания достижений учащихся.
3.2. Наличие уровневого подхода к составлению текстов заданий, связи
изучаемой темы с ранее изученным материалом.
3.3. Разнообразие типов заданий для организации эффективной диагностики
уровня обученности учеников по изучаемой теме
Максимальное количество баллов по разделу
4. Анализ организации работы учащихся
4.1. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание, работоспособность
учащихся.
4.2. Индивидуальная работа учителя со слабоуспевающей
категорией
учащихся.
Максимальное количество баллов по разделу
5. Анализ качества знаний, умений и навыков
5.1. Поэлементный анализ результатов контроля, определяющий:
- степень сознательного овладения основными понятиями темы в %
25

4

14

6

4

- степень овладения практическими умениями и навыками в %
5.2. Соответствие полученных учащимися результатов их уровню достижений
(количественный и качественный анализ)
Результат
Высоки
Достато
Удовлет
Неудовл
ы учащихся
й уровень
чный уровень
вл. уровень
. уровень
Уровень
достижений
Контроль
знаний
5.3. Качественный анализ результатов контроля
Подтвердили свой уровень достижений –
Повысили свой уровень достижений –
Понизили свой уровень достижений Максимальное количество баллов по разделу
6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися
6.1.Наличие опережающего домашнего задания
6.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий,
развивающий) и его посильность
6.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.
Максимальное количество баллов по разделу
Итого

6

6
40

0 – не реализован, 1 – частично реализован, 2 – реализован в полном объеме
Неудовлетворител
ьный. уровень
До 20 баллов

Удовлетворитель
ный уровень
20 – 29 баллов

Хороший
уровень
30 – 35 баллов

Высокий уровень
36 – 40 баллов

Дополнительные комментарии к уроку, выводы и рекомендации:__________________________
___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Ознакомлен учитель
_______________/______________________________
Подпись
ФИО

26

Приложение №5
Схема анализа
комбинированного урока
Дата проведения ____________
Учитель__________________________
Предмет_________________________________________________________________________
Тема урока______________________________________________________________________
Урок посетил____________________________________________________________________
Цель посещения _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Критерии урока

Оценка
критерия от
0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Постановка (цели не поставлены, поставлены учителем, определены
вместе с учащимися)
1.2.Степень достижения целей урока (не достигнуты, достигнуты частично,
достигнуты в полном объеме). Мотивация деятельности учащихся
Максимальное количество баллов по разделу
2.
Анализ структуры и организации урока
2.1. Целесообразность распределения времени урока по этапам урока.
2.2.
Оборудование урока. Эффективность использования наглядных
пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения
2.3.
Повторение и проверка знаний (фронтальная, выборочная,
самопроверка,
взаимопроверка_____________________________________________________)
Актуализация опорных знаний, подведение учащихся к восприятию новых
знаний.
2.4. Этап первичного осознания нового материала. Выбор приемов обучения
(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный
_________________________________________________________)
2.5. Этап формирования элементарных навыков на основе применения их в
стандартных ситуациях. Рациональное соотношение различных видов тренировочных
упражнений (стандартные задания, по образцу, по алгоритму)
2.6. Этап формирования дифференцированных обобщенных умений и навыков.
Выбор форм (фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная,
______________________) и методов работы (репродуктивный, практический,
исследовательский ___________________________________________________)
2.7. Контроль результатов усвоения и закрепления новых знаний, умений и
навыков. Формы контроля. Рефлексия.
2.8. Итоги урока (не подведены, подведены учителем, подведены совместно с
учащимися). Оценивание (без комментария, с комментарием)
Максимальное количество баллов по разделу
3. Анализ содержания урока
3.1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ.
Научный уровень излагаемого материала.
Логичность, последовательность,
доступность, наглядность
3.2. Выделение главной идеи нового материала, связь с изученным.
Формирование и закрепление новых умений и навыков. Практическая направленность
урока
3.3. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем,
для
формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления,
познавательных интересов учащихся.
Максимальное количество баллов по разделу
4. Анализ организации работы учащихся
27

4

16

6

4.1. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету.
Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.
4.2. Характер тренировочных упражнений, степень сложности, вариативность в
ходе урока, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь
учителя, индивидуальная работа с разными категориями учащихся.
Максимальное количество баллов по разделу
5. Анализ качества знаний, умений и навыков
5.1. Степень усвоения нового материала. Степень овладения практическими
умениями и навыками. Связь нового с ранее изученным.
5.2.Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять новые
знания в стандартных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.
Максимальное количество баллов по разделу
6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися
6.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом
работы, заданной на дом.
6.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий,
развивающий) и его посильность
6.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.
Максимальное количество баллов по разделу
Итого
0 – не реализован, 1 – частично реализован, 2 – реализован в полном объеме
Неудовлетворител
ьный. уровень
До 20 баллов

Удовлетворитель
ный уровень
20 – 29 баллов

Хороший
уровень
30 – 35 баллов

4

4

6
40

Высокий уровень
36 – 40 баллов

Дополнительные комментарии к уроку, выводы и рекомендации:__________________________
___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Ознакомлен учитель
_______________/______________________________
Подпись
ФИО

28

Опорная таблица для педагогического анализа урока
Дидактическая
задача этапа

Содержание
Условия получения
Показатели
деятельности
положительного
выполнения
учителя
результата
дидактической задачи
Этап организации начала урока
Подготовка
- приветствие;
- требовательность, кратковременность
учащихся к работе
- определение
собранность,
оргмомента;
на уроке.
отсутствующих;
доброжелательность
- быстрое включение
- проверка
учителя;
всех
учащихся
в
готовности учащихся - отсутствие
деловой
ритм
и
к уроку;
многословия;
организация внимания
готовность
- ярко выраженная
у всех учащихся;
наглядных пособий,
волевая
- полная готовность
доски, мела и т.п.;
направленность
класса и оборудования
- раскрытие общей
педагога.
к уроку.
цели урока.
Этап проверки выполнения домашнего задания
Определение
- определение уровня - оперативность
- проверка учителем за
правильности и
знаний учащихся по
учителя, которая во
короткий промежуток
осознанности
выполненному
многом
времени уровня знаний
выполнения
домашнему заданию; обеспечивается
у большинства
домашнего задания
- определение
целевой
учащихся;
всеми (или
типичных ошибок и
направленностью
- возможность в ходе
большинством)
причин их
проверки домашнего проверки домашнего
учащимися.
появления;
задания;
задания
Устранение
- ликвидация
- система приемов,
скорректировать
обнаруженных
пробелов в знаниях.
позволяющая
опорные понятия и
проблем.
проверить
ликвидировать
выполнение задания
обнаруженные
всеми (или
недостатки.
большинством)
учащихся.
Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности учащихся
на основном этапе урока
- подготовка
- постановка
- умение учителя
- формирование
учащихся к тому
целей урока;
определять цели
дидактической цели
виду учебно- организация
урока;
вместе с учащимися;
познавательной
деятельности
- владение приемами - активность каждого
деятельности,
учащихся по
организации
ученика по
который будет
постановке целей
деятельности
определению целей
доминировать на
урока.
учащихся по
урока.;
основном этапе
определению целей.
урока.
- актуализация
опорных знаний и
умений.
- формирование
познавательных
мотивов.

29

- формирование у
учащихся
конкретных
представлений
об
сообщаемых фактах,
явлениях, процессах,
их сущности, связях;
выделение
главного, связь с
изученным.
- наработка
умений на основе
полученных знаний.

Этап усвоения новых знаний
- сообщение
опора
на
учителем нового
жизненный
опыт
материала (или
учащихся;
самостоятельная
- индивидуальный
работа учащихся);
подход
по
дозе
- восприятие
помощи;
учащимися этого
- организация
материала;
учащихся на
- осмысление,
оперирование
обобщение,
усваиваемым
осознание,
содержанием.
систематизация,
конкретизация его.

при использовании
метода эвристической
беседы,
самостоятельной
работы учащихся в
сочетании с беседой,
использовании
компьютерной техники
показателем
эффективности
усвоения учащимися
новых знаний и умений
является правильность
их ответов и действий в
процессе беседы и
активное участие
класса в подведении
итогов самостоятельной работы, а
также качество знаний
учащихся на
последующих этапах
обучения.
Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала
- определение
- проверка
- использование
- показывают ли при
осознанности
учителем полноты и
учителем заданий,
выполнении
заданий
усвоения
осознанного
требующих
сильные
и
слабые
содержания нового
усвоения знаний с
мыслительной и
учащиеся понимание
учебного материала. помощью
практической
основного содержания
- усвоение связей тренировочных
активности
усваиваемых знаний;
и отношений между упражнений.
учащихся;
- привлекается ли
фактами, явлениями,
- создание
класс к выполнению и
процессами.
нестандартных
оценке
ответа
- выявление и
ситуаций при
товарищей;
устранение пробелов
использовании
- устранялись ли
в знаниях.
знаний и т.д.;
выявленные пробелы
- учет ответов при на
последующих
выявлении пробелов этапах урока.
в понимании
учащимися нового
материала.
Этап закрепления знаний
организация
- организация включение
умение
деятельности
деятельности
по учащихся
в учащихся
учащихся
по воспроизведению,
деятельность
не распознавать,
применению
выделению
только
по воспроизводить новое
изученных знаний к существенных
воспроизведению, но содержание;
объяснению разных признаков
и по оперированию
применять
процессов, а также конкретизации
полученными
новые
знания
к
решению задач.
знаний.
знаниями;
объяснению явлений, к
- закрепление
организация решению задач;
30

методики
предстоящего ответа
ученика при
очередной проверке
знаний.

Усвоение системы
понятий по предмету
и метапредметных
понятий, интеграция
знаний

Выявление
качества и уровня
овладения знаниями,
умениями
и
навыками

Анализ
успешности
овладения знаниями
и
способами
деятельности
Выявление
уровня
осознания
содержания
пройденного.
Определение
типичных пробелов
в знаниях, умениях и
навыках.

деятельности
школьников
по
включению
новых
знаний в систему
раннее изученного.
- использование
разнообразных форм
закрепления знаний.

Этап обобщения и систематизации знаний
Организация
- умение учителя
деятельности
ставить вопросы,
учащихся по
давать задания,
переводу отдельных
направленные на
знаний и умений в
обобщающую
целостные системы
деятельность
внутри учебного
учащихся по
предмета и
включению части в
межпредметные.
целое.
Этап контроля и самопроверки знаний
проверка
- использование
полноты,
учителем
заданий,
осознанности
и позволяющих
прочности
знаний, обеспечить
умений и навыков;
всестороннюю
проверка проверку
и
сформированности
действенность
общих
учебных знаний;
умений;
- использование
- рекомендации нестандартных
учащимся по
ситуаций
в
ликвидации пробелов применении
путем
проверяемых знаний;
самостоятельной
- опора на помощь
работы или с
учащихся путем
помощью
рецензирования
одноклассников.
ответов и др.
Этап подведения итогов урока
- дать общую
- умение быстро
характеристику
охватывать
работы класса;
педагогические
показать приемы, помогающие
успешность
успешному усвоению
овладения
знаний, и определять
содержанием урока;
типичные недостатки
- вскрыть
процесса
недостатки, показать преподавания;
пути их преодоления. - умение учесть
реальные
возможности
учащихся
31

умение
учащихся соотносить
между собой факты;
- умение выделять
существенные
признаки,
ведущих
понятий,
конкретизировать их;
- активность учащихся.
- знание учащихся не
только отдельных
фактов, правил, но и
законов, теорий,
сформированности у
них целостной картины
мира.

рецензирование
ответов учителем и
учащимися с указанием
положительного
и
недостатков в знаниях;
конкретность
предложений
по
ликвидации пробелов
или стимулированию
дальнейшего интереса
к предмету;
- активная
деятельность всего
класса в ходе проверки
знаний отдельных
учащихся.
- рефлексия
- краткость и
емкость
анализа
работы класса
- поиск способов
саморегуляции
и
сотрудничества

Домашнее задание
на основе
выявленных
результатов
усвоения нового
материала
направлено на
дальнейшее развитие
знаний и подготовку
к дальнейшему
обучению

Этап домашнего задания
сообщить -умение дать
домашнее задание;
методические советы
- разъяснить
по выполнению
методику его
домашнего задания.
выполнения
.

32

работа
по
инструктированию
в
рамках времени урока;
запись
домашнего задания на
доске;
- конкретность и
дифференцированность
домашнего задания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».